Тема занятия: «Наука побеждать»

Разделы: Внеклассная работа


Класс: 6.

«Тяжело в ученье – легко в бою!»
А.В.Суворов

Форма проведения: Эвристическая беседа; интерактивная игра.

Цели занятия:

  • Воспитательные: формирование личностной мотивации к учебной деятельности, морально-волевых и регулятивных качеств личности; побуждение к самовоспитанию и самообразованию.
  • Развивающие: развитие речи, воображения, коммуникативных умений; навыков работы в группе, сплоченности; физической ловкости, точности и скорости реакции обучающихся.
  • образовательные: расширение общего кругозора обучающихся путем анализа литературных текстов.

Планируемые результаты:

Личностные;

  • воспитание самодисциплины и понимание её необходимости;
  • формирование ответственного отношения к учебным обязанностям, умения взаимодействовать в группе.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать задачи для достижения цели;
  • совершенствование умения анализировать действия и соотносить их с результатами.

Формы организации деятельности суворовцев: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.

Используемые педагогические технологии:технология интерактивной игры и технология портфолио в целях развития учебной мотивации обучающихся.

Используемые методы обучения: наглядный, практический, тестового самоисследования, словесный, частично-поисковый.

Материальное обеспечение занятия:ноутбук, проектор, мишень и снежки-снаряды для игры «Попади в цель», цветные карандаши и бланки для планирования и выполнения заданий на каждого обучающегося, деревянная ракетка в виде «смайла» для интерактивной игры.

Ход занятия

Этапы занятия

Цель этапа
Формируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный этап
5 мин.

Настроить обучающихся на работу.
Формирование следующих УУД:
регулятивных – самоконтроль и самооценка, внимание, скорость реакции, умение выполнять команду синхронно с группой, умение действовать по инструкции;
коммуникативных –
умение слушать и слышать другого человека,
умение продуктивно взаимодействовать в группе;
личностных –
ориентация в межличностных отношениях.

Воспитатель:
Приветствую вас, товарищи суворовцы! Я предлагаю вам игру «Попади в цель».
Оборудование для игры: макет с изображением цели, коробка с надписью «боеприпасы», снаряды-снежки из бумаги, деревянная ракетка в форме «смайлика».
Правила игры следующие: каждый участник берёт из коробки по два снаряда, затем взвод строится в колонну по четыре.
Воспитатель определяет цель и стартовую линию.
Следующее задание.
Взвод на исходной позиции. Повторяем упражнение. Воспитатель во время выполнения второго упражнения создаёт преграды для «снарядов» с помощью ракетки - «смайла».
Взвод, закончив выполнять упражнение, рассаживается по местам.

Приветствуют, строятся в колонну по четыре.

 

 

По команде «Огонь!» первая шеренга со стартовой линии бросает снаряды-снежки в цель и становится в конец строя, уступая место второй шеренге. Затем вторая шеренга по команде «Огонь!» также бросает свои снаряды и уступает место следующей шеренге. И так действуют все оставшиеся игроки.
Повторяют задание.

Мотивационно-проблемный этап
7 мин.

 

Формирование личностных результатов:
самоопределение к деятельности, умение определить смысл собственной деятельности,
выбор ценностных ориентиров, готовность к выбору профессии, построение индивидуальных жизненных планов.
Формирование следующих УУД:
познавательных –
смысловое чтение,
умение анализировать информацию, умение устанавливать причинно-следственные связи,
построение логической цепи в рассуждении, подбор доказательств;
регулятивных –
создание проблемной ситуации, целеполагание, постановка цели, уточнение формулировки темы занятия, планирование деятельности,
выявление недостатков;
коммуникативных –
умение слушать и слышать другого человека, умение вступать в диалог, умение точно выражать свои мысли.

 

Воспитатель поворачивает мишень обратной стороной, на которой написано «успешная учеба».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, образом какой цели выступала наша мишень?

Когда вам было легче попасть в цель во время выполнения первого или второго задания?

Что мешало при выполнении второго задания?

Образом чего являлась ракетка со «смайлом» на пути к вашей цели?

Как вы думаете, на какие вопросы в ходе нашего занятия мы будем искать ответы?

Суворовцы озвучивают название цели «успешная учеба».

Предполагаемый ответ суворовцев:

При выполнении первого задания

Предполагаемые ответы суворовцев

Деревянная ракетка, злобный смайлик…

Предполагаемые ответы суворовцев

Преграды, препятствия, проблемы…

Предполагаемые ответы суворовцев:

С какими трудностями мы можем встретиться во время учебы? Как с ними справиться?

Вы совершенно верно определили цель нашего занятия: научиться выявлять сложности и проблемы, которые встречаются в процессе учебы, и находить пути их решения. Быть грамотным, внимательным, ответственным
Итак, тема нашего занятия: «Наука побеждать»
Эпиграф к нашему занятию - «Тяжело в ученье – легко в бою!»
Предполагаемый ответ суворовцев

Воспитатель: Ребята, кому принадлежит это высказывание?

(Александр Васильевич Суворов – единственный в мире полководец, не проигравший ни одной битвы, и кавалер всех российских орденов своего времени.
В детстве Александр Суворов был слабым и болезненным ребёнком и, судя по всему, ему было уготовано гражданское будущее. Но целью юноши была карьера военного, он мечтал стать полководцем. Он с усердием засиживается над книгами, изучая труды философов и полководцев, постигая историю, географию, математику, фортификацию и другие науки, по книгам отца изучая основы военной подготовки, тактику, стратегию и все, что связано со службой. С ранних лет Александр Васильевич начал себя закалять: обливался холодной водой, спал на жесткой постели, скакал на коне под проливным дождем.)

Александру Васильевичу Суворову
Работают с текстом, выделяют шаги, действия для достижения А.В.Суворовым своей мечты и цели.

Предполагаемые ответы суворовцев

Какова была цель юного Александра? О чем он мечтал? Что он делал для достижения своей цели?

Воспитатель:
Учение – мой труд,
Ответственный и важный.
Вкусив его плоды,
Вперед стремлюсь отважно!

Стать профессиональным военным.
Ребята, скажите, пожалуйста, к какому будущему отважно стремится каждый суворовец?

Предполагаемые ответы суворовцев:

Стать отличником, хорошо учиться, стать успешным учеником, исправить оценки, повысить успеваемость.

Каждый человек сталкивается с препятствиями, на пути достижения своей цели, самое главное как он умеет их преодолевать.
Суворовцы, какая у вас ближайшая цель в вашем главном труде – учении?

Вы сформулировали свою цель, теперь каждый запишите её в рабочую тетрадь на стр. 2.

Каждый суворовец формулирует собственную учебную цель.

 

 

Воспитатель предлагает посмотреть видеоролик о военных профессиях.

Товарищи суворовцы, как вы думаете, каким нужно быть, чтобы служить современной армии, управлять модернизированной военной техникой, справляться с современными задачами?

Как военные приобретают эти качества? Может они сразу с нимирождаются?

А вам, как будущим военным, важно формировать эти качества уже сейчас: хорошо учиться, заниматься спортом, справляться с проблемами.

Смотрят видеоролик.

Предполагаемые ответы суворовцев:

Образованным, отважным, смелым, мужественным, целеустремлённым, образованным, сильным, эрудированным.

Предполагаемые ответы суворовцев:

Военные много учатся, работают над собой, тренируются, закаляются.

Деятельностный
20 мин.

 

Формирование следующих УУД:
личностных – определение собственной жизненной позиции, готовность к жизненному и личностному самоопределению, выбор ценностных ориентиров, готовность к выбору профессии, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;регулятивных –
целеполагание и постановка задач  занятия, умение организовывать свою деятельность;
умение понять свои цели и интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно, планирование  последовательности  деятельности на занятии,
развитие чувства уверенности в своих силах,
составление плана
необходимых дополнений и корректив при сравнении с эталоном,
самоконтроль и самооценка,
рефлексия собственной деятельности на занятии,
умение действовать по инструкции, формирование оценочной компетенции; познавательных –
определение основной и второстепенной информации,
умение делать выводы,
умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений, доказательств;коммуникативных – умение слушать и слышать другого человека,
умение продуктивно взаимодействовать в группе, сотрудничество с педагогом и сверстниками.

 

Объясняет, что требуется от суворовцев в следующем задании.
- Определить цель.
- Выявить проблему.
- Решение проблемы.

Запишите, какие трудности необходимо преодолеть в первую очередь именно вам.

 

Воспитатель:

Какие бы трудности не встречались, я знаю, что в каждом из вас множество скрытых талантов и способностей, и сейчас я дам вам одну подсказку о ваших возможностях.

Возьмите наши снежки-снаряды и разверните их.

Суворовцы разворачивают снежки-снаряды, внутри которых надписи «внимание», «память», «смекалка», «собранность», «сосредоточенность» и записывают в решение проблем.

Предлагает составить таблицу «Моя цель – успех в учёбе».

Проблема

Решение

Физически слабый

Закаляться

Невнимательность

Тренировка памяти, внимания, собранности

Нехватка знаний

Учение, смекалка

Неорганизованность, непоследовательность

Составление плана действий, сосредоточенность

Воспитатель:
Внимание имеет различные свойства: устойчивость внимания, распределение внимания, переключение внимания, объем внимания. Но самое главное, что все эти свойства можно развивать, то есть тренировать внимание.Объем внимания – это количество предметов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком одновременно.

Упражнение №1.
Цель и способы решения проблемы.

Как вы думаете, важно ли быть людям военных профессий внимательными и почему?

Приведите примеры таких профессий.

Предполагаемые ответы суворовцев:
Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет нам проверить и потренировать внимание.
Упражнение
«Сегодня звезды в небе, завтра на погонах»
Перед каждым из вас бланки для выполнения заданий, я в течение нескольких секунд показываю вам демонстрационные карточки с разным количеством звездочек, вы по памяти отмечаете расположение звезд у себя в карточках.

Чтобы одновременно следить за несколькими объектами, контролировать решение сразу нескольких поставленных задач.

Летчик-испытатель, водитель боевой машины, авиадиспетчер, связист, моряк-подводник, танкист, ракетчик, пограничник, снайпер, артиллерист.

Затем, после выполнения упражнения, меняетесь бланками и, сверяясь с демонстрационными карточками, проверяете друг друга.
Если вы заполнили все бланки без ошибок, значит у вас достаточно большой объем внимания, если 1-3 ошибки – будьте более внимательны при выполнении заданий, если больше трех ошибок, вам следует выполнять дополнительные упражнения, направленные на развитие и тренировку внимания.
Упражнение №2
«Звёзды на погонах»
Проверяет память.
У каждого человека свои, индивидуальные особенности памяти, одни лучше запоминают услышанную информацию – то есть у таких людей лучше развита аудиальная память, другие – увиденную – то есть у таких людей лучше развита зрительная, или визуальная память. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе.
Также память бывает механической и смысловой логической Особенно важно, что память, как и внимание, можно развивать и тренировать.
Давайте выполним упражнение для тренировки памяти.
Педагог читает первые 10 пар слов для смыслового (логического) запоминания, обучающиеся повторяют их вслух, затем записывают по памяти, после чего меняются карточками и, сверяясь с контрольными парами, проверяют работы друг друга.
Затем воспитатель читает вторые 10 пар слов для механического запоминания, обучающиеся выполняют задание по той же схеме.

Суворовцы выполняют упражнение, после выполнения упражнения, меняются бланками и, сверяясь с демонстрационными карточками, проверяют друг друга.

Если вы запомнили правильно все 10 пар слов и в первом, и во втором случае, у вас просто отличная память. Если по 7-8 пар – это хороший результат, если меньше 7 пар – ваша память нуждается в тренировке.
«Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует.» А.В.Суворов

Упражнение №3
Тренирует память
Суворовцы выполняют упражнение

Итогово-рефлексивный
10 мин.

 

Организация рефлексии. Формирование
регулятивных УУД: способствовать формированию умения соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его,
обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Формирование личностных УУД: смыслообразование,
готовность к жизненному и личностному самоопределению.
Формирование коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в коллективном обсуждении
Формирование познавательных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Воспитатель.
В ваших рабочих тетрадях на странице 3 таблица, в которой два столбца: «Проблема», «Решение».
Зачитайте  способы решения проблемы, о которых вы сегодня узнали.
На доске выводится таблица.
Ваша сегодняшняя работа по поиску решения проблемы – это ваше достижение, поэтому мы с вами сохраним ваши работы в портфолио.
Суворовцы презентуют, зачитывают полученный результат.

Вы молодцы, отлично потрудились сегодня, я думаю, что вам очень подходят эти слова (на экране текст, обучающиеся читают хором вслух):
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
У нас все получится!
Спасибо за сотрудничество! Мне было интересно работать, с такими активными, творческими, искренними людьми, как вы.

На экране текст, обучающиеся читают хором вслух.