Педагогический сценарий формы "Урок-экспертиза по теме "Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания"

Разделы: Биология


Данный педагогический сценарий разработан для класса, находящегося на 3 уровне развития УУД.

Применяемый способ деятельности: эксперимент.

Требования к времени, затрачиваемому на выполнение учебного эксперимента в 5 классе: 20 минут.

Тема: Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Цель: Установить и доказать принадлежность животных (иллюстраций) к определенной среде обитания, указав их приспособления.

На каком этапе УУД класс: 3.

Способ деятельности: эксперимент.

 

Подготовительный этап

Этап продуктивной работы

Оценка результата и поощрение

Деятельность ученика

 

Обсуждение цели исследования.

Выбор объекта исследования.

Планирование исследования.

Работая в группах, изучают объекты исследования.

Поиск существенных признаков объектов

Заносят результаты исследования в подготовленную форму – экспертное заключение.

Анализируют, делают выводы, фиксируют в шаблоне.

Осуществляют самооценку, сравнивая полученные данные с эталоном.

Формируют заключение экспертизы в соответствии с целью исследования. Представляют результаты исследования.

Деятельность учителя

Создание проблемной ситуации.

Актуализирует теоретические знания.

Наводящими вопросами помогает спланировать работу и выбрать форму представления результата исследования.

Предлагает шаблон формы представления результатов – экспертное заключение.

Заранее подготавливает объекты изучения

При необходимости консультирует учеников

Организует формулирование общего вывода – заключения экспертизы.

Поощрение.

Тема урока: Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-экспертиза.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

  • Предметные: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  • Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.
  • Личностные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

Учебные задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.
  • Выявить особенности каждой среды обитания.
  • Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
  • Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам раздаточного материала черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  • Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему).
  • Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности, формирование экологического мышления и культуры.

Оборудование к уроку:

  • Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов «Биология 5-6».
  • Раздаточный материал для работы в группах.
  • Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).
  • Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.

Ход урока

1. Организационный этап (приветствие, отметка в журнале темы и отсутствующих)

2. Актуализация знаний

Учитель зачитывает стихотворение:

Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю не окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому – в песок, кому – под куст.
И каждый выберет себе
Соседей в жизни и в судьбе.

- Ребята, о чем это стихотворение? (о разнообразии живых организмов, о среде обитания)

Мир живых организмов многообразен. Мы продолжаем знакомство с живыми организмами. Посмотрите на рисунки на доске. Большинство – это обитатели нашей области. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, отметьте, какое животное будет лишним.

  • 1 группа иллюстраций и фотографий - ящерица, заяц, божья коровка, еж, акула, стрекоза
  • 2 группа – карась, змея, рак, медуза, улитка
  • 3 группа – дождевой червь, синица, крот, личинка жука

Обсуждение, выделение признаков, ответы обучающихся. По мере ответов, учитель убирает иллюстрацию “лишнего” животного.

- Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе?

  • Ящерица, заяц, божья коровка, еж, стрекоза à окружает воздух
  • Карась, рак, медуза, улитка à окружает вода (живут в воде)
  • Дождевой червь, крот, личинка жука à живут в почве (окружает почва)

- Наверное, у каждого из вас есть домашние питомцы: кошки, собаки. Тогда вам знакомы и такие обитатели, как блохи. А еще я назову вам таких неприятных существ как вши, глисты.Где они обитают?(В организме животных, человека).

3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса)

- Как бы вы одним словом назвали то место, где обитают данные организмы? (среда обитания)

- Какова тема нашего урока?

Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока – Среды обитания живых организмов. Записывают тему в тетради, учитель – на доске.

- Хорошо, давайте определим цели нашего занятия. Учитель подводит обучающихся к следующим моментам:

1. Узнать, что такое «среда обитания».

2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

4. Этап изучения нового материала

- Итак, в тетрадях запишем определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние».

Этапы исследования:

Подготовительный этап – 5 минут

На столах у каждого из вас лежит иллюстрация живого организма. Я предлагаю вам объединиться в группы самостоятельно.

Обучающиеся делятся на 4 группы (признак деления – 4 среды обитания).

Учитель подводит к проблемному вопросу: на основании, каких признаков вы объединились в полученные группы. Как доказать, что вы сели правильно?

Проблема: выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.

Учащиеся формулируют критерии, по которым можно судить о принадлежности организмов к данной группе: среды обитания отличаются своими свойствами, организмы по-разному приспособлены к среде обитания. Учитель предлагает учащимся сформировать четыре исследовательские экспертные лаборатории по изучению иллюстраций организмов и выдать экспертное заключение о принадлежности данных организмов к той или иной группе (среде обитания).

Этап продуктивной работы – 10 минут.

Учащиеся продумывают план исследования. Во время работы эксперты обращаются к учебной литературе, заранее подготовленным текстам. Обучающиеся читают и анализируют тексты, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света, температура.). Учащиеся заносят результаты исследования в подготовленную форму – экспертное заключение, анализируют, делают выводы.

Этап оценки результата и поощрение – 5 минут.

Группы представляют результаты своих исследований.

Самооценка и взаимная оценка учащимися результатов работы с помощью сравнения с эталоном (заранее заполненные учителем экспертные заключения на слайдах презентации к уроку).

После отчета экспертов учитель говорит, что взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология.

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.

5. Этап закрепления и контроля усвоения нового материала

Учитель: Друзья, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание: Прочитайте текст. Назовите, о какой среде обитания идет речь. Какие приспособления имеют животные к обитанию в этой среде.

Самое быстрое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.

О каком животном идет речь? В какой среде обитает?

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные активно передвигаются в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Назовите животных, которые обитают в этой среде.

6 этап. Информация о домашнем задании

Параграф учебника – работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

7 этап. Минутка экологической культуры

Учитель:

Мы выяснили, то на живые организмы влияют такие условия как свет, влага, количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?

Дети приводят примеры воздействия человека, высказывают своё мнение и отношение к этому.

Учитель:

Любите родную природу:
Озера, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.

Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу!!!

8 этап. Обобщение и систематизация материала

Учитель: Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы. (Учитель представляет выводы на экране).

9 этап. Рефлексия

Учитель: Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

  • Красная – я узнал много нового, мне было интересно.
  • Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.
  • Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.

Спасибо, можете быть свободны.