Открытый урок по математике в 3-м классе. Тема: «Закрепление пройденного материала»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить алгоритм поиска доли числа;
  • закрепить представление о понятии «доля», читать и записывать доли;
  • закрепить навык решения задач на нахождение доли числа;
  • развить взаимопомощь и взаимоуважение, творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

- Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

- На этой неделе мы познакомились со сказкой Валентина Катаева «Цветик-семицветик». И вот этот семицветик у меня в руках. Перед началом урока мне хотелось загадать желание:

(перед каждым заданием срывается лепесток и произносятся волшебные слова)

(срывается 1 лепесток)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

- Вели,  чтобы все дети сегодня на уроке хорошо работали, чтобы им было всё понятно и интересно!

2. Постановка учебной задачи

- Ребята, желание я загадала, а тему урока не назвала. Вы поможете мне определить тему урока? (…)

- Что за цветок у меня в руках? (Цветик-семицветик)

- Сколько лепестков у цветика-семицветика? (7)

- А сколько я сорвала? (…)

- А как по другому можно сказать? (1/7)

- Что это за число? (доля)

- Из чего состоит доля? (из числителя и знаменателя)

- Что показывает знаменатель? (на сколько равных частей разделили)

- Что показывает числитель? (сколько частей взяли)

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (…)

- Назовите тему. (…)

- Сегодня к концу урока каждый из вас оценит свою работу. (в таблице)

3. Работа по теме урока. Закрепление пройденного материала

а) Минутка чистописания. (определить закономерность и продолжить её)

- Запишите под диктовку дроби:

1/5, 1/10, 1/14…

Рассмотреть 2 варианта:

  • 1-й вариант: знаменатель второй дроби увеличивается в 2 раза, а третьей – на 4 единицы;
  • 2-йвариант: знаменатель второй дроби увеличивается на 5 единиц, а третьей – на 4 единицы;

(оцените свою работу)

б) Математический диктант.

- Вспомните, куда Женя решила положить свой цветочек? И что из этого вышло? (…)

(на доску вывешивается рисунок разбившейся вазы)

- Чем мы можем помочь Жене? (склеить вазу)

(срывается 2 лепесток)

- Наши рисунки похожи на осколки вазы. Выполнив следующее задание нам удастся склеить их.

- Какое задание я вам могу предложить? (записать соответствующие рисункам дроби)

- Назовите «лишнее» число. (…)

- Какое дробное число самое большое? (…)

- Как определили? (из двух долей больше та, знаменатель которой меньше)

- Какое дробное число самое маленькое? (…)

- В каком порядке их можно расположить? (…)

(1 вариант: в порядке увеличения,
2 вариант: в порядке уменьшения)

- Вам удалось справиться с заданием. И вот ваза цела.

(на доску вывешивается целая ваза)

(оцените свою работу)

в) Ребята, что-то мне стало холодно. Как вы думаете, что на этот раз натворила Женя? (отправилась на Северный полюс)

- Если мы ей не поможем, что с ней может произойти? (…)

- Давайте, поскорее выполним следующее задание.

(срывается 3 лепесток)

- Перед вами дроби, что с ними можно сделать? (сравнить)

  • 15/37 < 25/37, 
  • 10/49 < 10/37,
  • 14/49 < 24/49.

(оцените свою работу)

г) От медведей-то мы Женю спасли, а вернуть домой, не вернули.

(срывается 4 листок)

- Обратите внимание на данные дроби. Как вы думаете, что с ними можно составить? (связанные математические равенства)

- Назовите 1 группу: 15/37, 25/37, 10/37.

- Назовите 2 группу: 10/49, 14/49, 24/49.

(задание выполняется по вариантам)

- Назовите полученные равенства. (…)

- Какие математические действия использовали? (…)

- Что можете о них сказать? (обратные)

- Молодцы, ребята, вы вернули Женю во двор.

(на доску вывешивается картинка - Женя у себя во дворе)

(оцените свою работу)

- Как она выглядела после возвращения с Северного полюса? (…)

- Поможем ей согреться? (…)

Ф/м: «Разморозки».

На дворе стоит мороз.
Ну-ка, все взялись за нос.
Мы не любим бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши.
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
Ручками похлопали
И чуть-чуть потопали.

- Благодаря вам у Жени последняя сосулька на носу оттаяла.

д) Кто вспомнит самое первое желание Жени? (оказаться дома с баранками)

- Мы ей поможем и в этом.

(срывается 5 лепесток)

- Как вы думаете о чём я составила для вас задачу? (…)

- Решите задачу самостоятельно:

В пакете у Жени было 75 баранок. Из них 1/3 часть она отдала маме и брату. Сколько баранок у неё осталось?

- Сколько Женя отдала маме и брату? (…)

- А сколько оставила себе? (…)

- О каком её качестве можно сказать? (…)

- Чтобы вы ей посоветовали? (быть щедрее)

- Я надеюсь, она вас услышит.

(оцените свою работу)

е) Что это за шум? (шум игрушек)

- Кто сможет мне объяснить, что происходит? (…)

- Пока игрушки не заполонили наш класс, нам необходимо срочно решить про них задачу.

(срывается 6 лепесток)

Решите задачу: 156 игрушек Женя решила отправить в детский дом. Старшей группе она подарила 1/3 часть, средней в 2 раза меньше, чем старшей, а младшей группе столько, сколько старшей и средней вместе. Сколько игрушек у Жени осталось?

- Как вы думаете, сколько игрушек она оставит себе? (…)

(Дети самостоятельно решают задачу + коллективная проверка)

- Так сколько игрушек Женя оставила себе? (0)

- Что вы по этому поводу можете сказать? (изменилась, стала щедрее, …)

(на доску вывешивается фото детей с детского дома с игрушками)

(оцените свою работу)

4. Итог урока (рефлексия)

- Вспомните, ребята, для того, чтобы совершить добрые поступки, какие задания вы выполняли? (…)

- Как вы думаете, моё желание сбылось? (…)

- Что помогло сбыться моему желанию? (ваше трудолюбие и внимание)

- Посмотрите, ребята, у меня остался один лепесток, т.е. ещё одно желание.

Оно должно быть самым главным. Вспомните, что загадала Женя на последний лепесток? (…)

- Я тоже хочу загадать очень хорошее желание.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели

- Вели, чтобы все вы, ребята, и вы, наши гости, всегда были здоровы и счастливы. А в память об этом уроке я хочу подарить всем цветик- семицветик. Загадывайте желания на здоровье.

Оценочная таблица

1

2

3

4

5

6

7

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

1.02.2019