Зимняя экскурсия в математический лес. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика, начальная школа, окружающий мир, интегрированный урок


Интегрированный урок: математика и окружающий мир

Цель: Дать представление о зимующих животных леса; закреплять пройденный материал по математике по теме: «Табличное умножение».

Задачи:

  • закреплять знания обучающихся об особенностях жизни животных, птиц зимой закреплять знания обучающихся по математике: табличные случаи умножения и деления; умения решать задачи;
  • развивать вычислительные навыки обучающихся, логическое мышление, воображение, творческую инициативу детей, умение анализировать, делать выводы, интерес к окружающему миру, исследовательской деятельности;
  • воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу; желание общаться с природой, заботливо и бережно к ней относиться.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, сообщения о животных леса, корзинки с елочными шарами, снежинки, картинки птиц, конверт с треугольниками.

Презентация

Слайд 1

1. Организационный момент. Приветствие

Учитель: Самое главное в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям.

Учитель

Снег идет.
Как белой ватой
Он укрыл нам все дома.
Угадайте-ка ребята
Кто же к нам пришла? (зима)

Мозговая разминка

  1. Какой зимний месяц самый короткий?
  2. Какого цвета снег ночью?
  3. Что легче: 1 кг снега или 1 кг льда?
  4. На сосне созрело 16 шишек, а на берёзе – на 3 шишки больше.
  5. Сколько шишек созрело на берёзе?
  6. Чем питается зимой ёж?
  7. Кто спит зимой в берлоге?
  8. Назовите второй день зимы.

Записываем в тетрадь число, классная работа.

Ой, смотрите. Что это? Ветер принес нам письмо.

Слайд 3. Конверт открывается. (Я читаю письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы приглашаем вас на экскурсию в зимний лес. Лес необыкновенный. Мы просим помощи у вас. Помогите решить ряд задач, чтобы зиму пережить без проблем и неудач, встретить новый год нам вместе возле елочки, и песней хоровод водить в лесу. Белку, волка и лису приглашаем тоже мы.

Слайд 4. Подпись: Это мы - птицы зимней школы той, что у сосны.

Учитель: Принимаем приглашение? Но, нужно помнить, что нам нужно решить ряд задач, чтобы зиму пережить нашим маленьким друзьям. Готовы?

Итак. Что нас ожидает впереди?

Ответы:

Слайд 5. ЛЕС, снег….

«В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в нем испещрен разными следами и следочками.

Самих лесных обитателей иной раз не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада.

Но для того чтобы свободно уметь читать по следам, надо сперва научиться распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат.

Много интересного из жизни лесных обитателей сумеете вы прочитать в белой книге зимы. Учитесь читать по следам о лесных происшествиях. Это должен уметь каждый любитель природы». (Из книги В.Бианки)

Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, какие красивые деревья.

Слайд 6. Сдеды зайца.

А на снегу видны чьи-то следы. Чьи же это следы?

Слайд 7. ЗАЯЦ

Рассмотрите внимательнее следы. Какая цифра спрятана в них? (2)

2. Минута чистописания

Слайд 8. Минута чистописания.

Где живет заяц? На открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ямку в снегу, забирается в нее по шею. Белая окраска шерсти помогает ему спасаться от врагов, так как он почти не заметен на фоне белого снега. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают молодые деревья.

Существует поговорка: «Труслив, как заяц». Но заяц не труслив, он осторожен. Заяц способен дать отпор. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап.

Слайд 9. Идём дальше. Еловый лес. Следы белки.

«Решив задачи, вы и узнаете много интересного про белочку».

Ответы записываем в тетрадь через запятую.

3. Математический диктант

Слайд 10

1. Белка строит жилища такое количество, какое получится ,если 5 увеличить в 3 раза? (15) домиков

2. жилище строит белочка на высоте, до …если мы 18м уменьшим на произведение чисел 2 и 3 = на высоте 12 м строит белочка домик

3. белка делает запасы. Она хлопотунья, запасливая. Но иногда все же забывает про запасы, так какое количество еды белочка может оставить. Узнайте. Это 9 уменьшить в 3 раза. (3 кг)

4. На протяжении дня белка может добыть семена из еловых шишек. если 2 увеличить в 6 раз и прибавить 2 то получится ежедневная добыча семян из ……? шишек (14).

Задание. Запишите числа внизу под ответами, но уже в порядке убывания.

15, 14, 12, 3. Какое лишнее число?

Слайд 11. Проверка математического диктанта.

Слайд 12. Следы лося.

Слайд 13. Озеро. Лось.

Лось является самым крупным представителем семейства оленей. Внешний вид лося говорит о том, что это мощное, сильное, неутомимое, но также и красивое животное. Лось имеет сильные высокие ноги. Благодаря этому, он легко преодолевает болота и буреломы, однако для того, чтобы попить из водоема - ему нужно становиться на колени либо глубоко заходить в воду.

4. Работа парами

Слайд 14

Поможем ему перейти озеро. Ведь друзьям надо помогать в трудную минуту.

Идем по кочкам. Безопасный путь, это те кочки , на которых значение выражения будет равно 6.

42:6

36:6

54:9

16:8

48:8

24:6

6*1

18:3

12:2

60:10

6:1

30:5

Слайд 15

Проверка: 42:6, 48:8, 12:2, 36:6, 60:10, 54:9, 6*1, 6:1, 18:3, 30:5

Слайд 16–17

5. Физминутка

Снег

Поднимается ветерок
Он взъерошил весь снежок
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Полетели тут снежинки.
Ветерок все тише, тише
А снежинки ниже, ниже.

Слайд 18. СНЕЖИНКИ

6. Работа по рядам (группам)

Слайд 19

«Реши уравнение». (Снежинки лежат на партах. На них написано:

1. 30+к=61

2. л-14=16

3. 70-ё=42

4. с+9=89

5. 20: т=10)

К=31

Л=30

Ё=28

С=80

Т= 2

Слайд 19

Клёст – это птица, которая крупнее снегиря. У клеста скрещенный клюв. Обитают в хвойных лесах. В холодные зимние дни у клестов рождаются птенцы.

СЛАЙД 20

Как мы называем данных птиц. (Зимующие) Все ли птицы здесь зимующие? А какая птичка лишняя. Рифовый попугай лишний. ОН обитает в Южной Америке.

Найдите клеста.

Слайд 21

Ребята, остановитесь у большой ёлки. Какая птица сделала гнездо на ели? (клёст)

А вы знаете, сколько птенцов рождается у клеста?

Задание. Вам предлагаю решить задачу и узнать, сколько птенцов появляется у клестов зимой.

Задача. Мы встретили 8синиц, 7 снегирей, а клестов в 3 раза меньше, чем снегирей и синиц. Сколько клестов мы встретили на поляне?

Условие (что известно) вопрос, решение, ответ

Учитель: Пояснение. У клестов рождаются от 2 до 5 птенцов.

Трудно зимой приходиться птицам. Что же делать? Кто им поможет?

Дети: Мы должны помогать нашим братьям меньшим.

Слайд 22. Зимующие птицы

Стихотворение

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна - 
И не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их - не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну. (А.Я.Яшин)

Слайд 23.

Ой, следы…снова и много….

Хитрая плутовка

Сообщение.

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.

Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши-полевки. У лисы очень тонкий слух и нюх. Бродит она по полю и прислушивается, не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует лиса мышь, подкрадется тихо-тихо, а потом высоко подпрыгнет, громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами. Мыши, испугавшись шума, выскакивают из норки, а лиса их быстро ловит на снегу. Так лиса мышкует. Зимой лиса может и в деревню наведаться. Если дверь курятника закрыта неплотно, заберется рыжая плутовка и утащит курицу.

Куда же она нас приведет. Но для этого необходимо собрать большой треугольник из нескольких маленьких. Найти его периметр.

Что такое периметр? (сумма длин сторон)

7. Работа в группах

Слайд 24

На что похожа фигура? (ответы.)

Проверка

Слайд 24, P= 30 см

Слайд 25

Мы оказались на поляне. Что мы видим?

Ученики: Ель. Хвойное растение.

Учитель: А еще, какое хвойное растение можно встретить в нашем лесу?

Ученики Сосну.

Учитель. А что мы знаем о хвойных?

У ели нет листьев, зато есть хвоинки, которые имеют 4 грани. Их длина обычно составляет от 1 см до 2,5 см. Продолжительность жизни одной хвоинки — от 6 лет и более. Что же до возраста ели, то обычно ее возраст не превышает 180 лет, изредка встречаются экземпляры, возраст которых составляет около 300 лет. Возраст самой старой ели — 468 лет.

Очищают воздух. Любое вечнозеленое растение выбрасывает в атмосферу не только кислород, но оно являются природным антибактериальным средством.

Кстати, ель обыкновенная часто используется в качестве главного новогоднего дерева.

Учитель: Как вы думаете, ребята, можно ли обойтись без живой елочки на празднике? Можно заменить ее искусственной? (Ответы детей)

Скоро Новый год. Это весёлый, яркий и сказочный праздник, а сегодня мы побывали в волшебном лесу.

Дети, мы встретили всех животных зимнего леса?

8. Викторина «Кто зимой не спит?»

1. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка)

Слайд 26

2. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк)

Слайд 27

3. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан)

Слайд 28

Как вы думаете, смогли ли мы решить все поставленные задачи? (ДА)

СЛАЙД 29

9. Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось.

Нарисуйте и украсьте звездочкой елочку.

Под елочкой жители леса оставили для нас подарки.

(Корзина с подарочными шарами)

СЛАЙД 30

Р.S.: Поблагодарим гостей и подарим на память елочные шары. С пожеланиями мира, добра, счастья, исполнения желаний и сказочного настроения!