Реализация инклюзивного подхода в современном образовательном учреждении. Методическая разработка урока по физике на тему «Решение задач на расчёт количества теплоты в различных процессах»

Разделы: Физика, Инклюзивное образование


Проведение данного урока возможно в инклюзивном классе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), слабослышащими, с нарушениями речи и ЗПР. Субъектная среда на уроке предполагает командную работу детей, ориентацию на индивидуализацию учебного процесса, исследовательскую позицию школьников, визуализацию решаемых задач.

Предмет: физика.

Класс: 8.

Цели:

  • личностные – формирование у учащихся интереса к физике, мотивации к постановке познавательных задач и осуществлению познавательной и творческой деятельности совместно с учащимися с различными особенностями, толерантности;
  • предметные – создание условий для овладение учащимися методом моделирования условий задач на расчёт количества теплоты на основе визуализации;
  • метапредметные–создание условий для овладения учащимися умениями осуществлять познавательную деятельность с применением графических образов, социально-коммуникативными умениями общения со сверстниками и учителем в процессе работы в группе, умениями получать информацию из сети интернет, речевого развития обучающихся.

Особенности предлагаемого метода заключаются в визуализации процессов, описанных в задаче и пошаговом овладении учащимися методами решения задач на расчёт количества теплоты в процессах нагревания (охлаждения), плавления (кристаллизации), парообразования (конденсации), в создании необходимых условий для включения детей с ОВЗ в активную познавательную деятельность. Вначале применяются одноступенчатые инструкции, а затем, на основе сформированного стереотипа, обучающимся предлагается решить более сложные задачи.

Оборудование: интерактивная доска с заранее заготовленными картинками для создания моделей процессов и буквами для создания формул, наборы картинок с изображениями для моделирования процессов у каждого ребёнка, клей, тетради, обычная доска.

I. Организация начала занятия

Вначале занятия с обучающимися необходимо обсудить видео [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10], [11], которое было по желанию предложено посмотреть детям по теме «Количество теплоты», 8 класс дома, целью которого было помочь учащимся «добрать» то, что не удалось усвоить в классе на предыдущем уроке.

II. Работа над изучением нового материала

Учитель на интерактивной доске показывает обучающимся как собрать картинку для изображения процесса, представленного в задаче 1, формулу и как произвести расчёты. Картинки с визуальной моделью задачи и её решением также раздаются каждому ребёнку.

Задача 1 [7, с.34].

Сколько энергии выделяется при кристаллизации свинца массой 0,1кг, взятого при 327оС?

После этого несколько обучающихся, в том числе и дети с ОВЗ, в процессе групповой работы на интерактивной доске создают модель процесса парообразования спирта, представленного в задаче 2, собирают формулу, а затем на обычной доске производят расчёты. Педагог оказывает им помощь при необходимости. Остальные обучающиеся создают визуальную модель задачи у себя в тетрадях, сравнивают своё решение с решением на доске.

Задача 2 [7, с. 36]

Сколько энергии израсходовано при обращении в пар спирта массой 2г., взятого при температуре кипения?

Обучающиеся с ОВЗ совместно создают визуальную модель процессов, представленных в задаче 3 на интерактивной доске (данная модель представляет для обучающихся план дальнейших действий для решения задачи и отличается от предыдущих моделей тем, что уже не является одношаговой), собирают формулы, а остальные учащиеся решают задачу на месте самостоятельно. Педагог оказывает детям помощь при необходимости.

Задача 3 [7, с. 34]

До какой температуры нагреется вода, если вся теплота, выделяемая при сжигании каменного угля массой 0,5кг, пойдет на её нагревание? Начальная температура воды 10oС, объём 100л.

III. Работа над закреплением изученного материала

На данном этапе урока обучающиеся с ОВЗ работают в парах на ноутбуках с обычными детьми. Им предлагается условие задачи и готовая картинка, которую нужно собрать в тетради. Дети с ОВЗ создают похожую модель у себя в тетради, а остальные обучающиеся помогают им при этом, после чего они совместно подбирают необходимые формулы, а затем производят расчёты.

Задача 4. [5, с. 28]

Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить 10кг свинца при температуре плавления.

Ответ. 2,5*105Дж.

Задача 5. [5, вариант 2 тепловые явления-I].

Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы нагреть 100кг кирпича от 20 до 320oС? Удельная теплоёмкость кирпича равна 750Дж/(кгoС).

Ответ. 2,25*107Дж.

Задача 6. [7, с. 32].

Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 1г, взятого при температуре 100oС?

Ответ. 2,3кДж.

(Данные задачи являются одношаговыми).

IV. Самостоятельная учебная деятельность обучающихся

Всем обучающимся предлагается самостоятельно создать визуальные модели к задачам, а затем решить их:

Задача 7. [7, с. 32]

Какое количество теплоты потребуется для обращения в воду льда массой 3кг, взятого при 0oС?

Ответ. 1020кДж.

Задача 8. [7, с. 33]

Сколько бензина нужно сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 1кг от 14 до 50oС, если вся теплота, выделяемая керосином, пойдёт на нагревание воды?

Ответ. 3,3г.

V. Рефлексия

Детям предлагается продолжить фразы:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

VI. Домашнее задание

Посмотреть видео [5], [7]. Решить по возможности задачи из предложенных на сайте учителя [1].

Литература

  1. Аверина И.Е. «Организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  2. Богданчикова К.А. «Интеллектуальная недостаточность и задержка психического развития у дошкольников». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  3. Боева А.А. «Сопровождение ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе в условиях инклюзивного образования». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  4. Волошина М.А. «Организация службы психолого-педагогического сопровождения школы в условиях инклюзии». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А.  Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах средней школы: дидактич. материал. М.: Просвещение, 1994. 224 с.
  6. Карпенкова И.В. «Организация условий для успешного обучения детей с ОВЗ в школе». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  7. Монастырский Л.М., Богатин А.С., Игнатова Ю.А. Физика. 7–9 классы. Тематические тесты. Подготовка к ГИА-9 / Под ред. Л.М. Монастырского. Ростов н/Д: Легион, 2010. 176 с.
  8. Погонина О.Г. «Как подготовить школу к инклюзивному образованию». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  9. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2017.- 287 с., ил.
  10. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – 128 с.: ил.
  11. Розенблюм С.А. «Служба психолого-педагогического сопровождения как основа организации инклюзивного образования в начальной, средней и старшей школе». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  12. Цырульникова Е.Л. «Дети с особыми образовательными потребностями в детском саду». Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
  13.  Шаповалов М.И. "Использование компьютерных программ и интернет-сервисов в организации урочной и внеурочной деятельности". Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.

Интернет-ресурсы

  1. https://sites.google.com/site/exbntkmufkbyf/
  2. https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=v6SCK6LIk6w
  3. https://www.youtube.com/watch?v=UvGyu1bIICg
  4. https://www.youtube.com/watch?v=lgzLm5p8Y8k
  5. https://www.youtube.com/watch?v=gTpDjRKwxeQ
  6. https://www.youtube.com/watch?v=hGhrAq1LbXU
  7. https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Uhl1x7m5UnE
  8. https://www.youtube.com/watch?v=0YY6VOp0zpU
  9. https://www.youtube.com/watch?v=XaNADmQW7fE
  10. https://www.youtube.com/watch?v=nw7-3W2vpX8
  11. https://www.youtube.com/watch?v=9jyQN7ciqYg
  12. http://fb.ru/article/238111/refleksiya-v-kontse-yroka-primeryi-po-fgos-refleksiya-kak-etap-sovremennogo-v-usloviyah-fgos

29.01.2019