Внеклассное занятие по русскому языку "Роль фразеологизмов в русском языке". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Занятие по теме «Фразеологизмы» разработано для учащихся 4 класса. Данное занятие разработано в рамках программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка".

Форма проведения: ВИКТОРИНА.

Тема: «Фразеологические обороты».

Цель:

  • Познакомить учащихся с происхождение фразеологизмов;
  • Учить понимать их значение и употреблять в речи;
  • Способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

  • Осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД

  • Умение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы.
  • Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД

  • Уметь слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывания; уметь вести поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД

  • Умение работать в командах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование:

  • Карточки с крылатыми  выражениями, картинки, фразеологические словари, мультимедийная презентация

Актуализация знаний и деятельности.

(2 ученика вбегают после звонка в класс)

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: Татьяна Кирилловна, Вова бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.

Ученик 2 (с места): Да, не сносить тебе, Вова, головы.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Вова, все как об стенку горох.

- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

Как называются эти выражения? Вспомните, что такое фразеологизмы. (устойчивые сочетания слов в языке).

Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)

- Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.

(слайд 1) «Роль фразеологизмов в русском языке!»

«Человек без Родины, как птица без крыльев» – такое устойчивое выражение есть в русском языке. Людей, которые не знают культуры и истории своего народа называют «Иванами, непомнящими родства». Но мы же не хотим быть такими людьми?

Есть замечательное средство познать историю своего народа и его язык даже через короткие фразы,

(слайд 2) Фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка». Академик Н.М.Шанский

Сегодня наше занятие пройдёт в форме ВИКТОРИНЫ.

Ребята делятся на две команды (5 чел), выбирают капитанов, 2 ученика члены жюри

«Представление команд»

Ведущий: Начинаем с представления команд.

Первое задание командам

  • надо было подобрать название-фразеологизм;
  • нарисовать эмблему своей команды в соответствии с названием.

Представление команд - «Дело в шляпе» и «Зарубить на носу».

Ведущий: Спасибо командам.

Первый конкурс «Разминка»

(задание командам: заменить одним словом)

1.

Бить баклуши
Гонять лодыря
Сидеть сложа руки
Толочь воду в ступе  (Бездельничать)

2.

Во весь дух
Сломя голову
Со всех ног
Одна нога здесь, другая там
Одним махом  (Быстро)

3.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят: (Водой не разольёшь).

4.

Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни (уши вянут).

Источники происхождения фразеологизмов

(слайд 3) (домашнее задание)

- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.

  • Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
  • другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
  • третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, пословицы и поговорки.

(слайд 4)

Однако, фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на группы:

  1. Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
  2. Образные выражения, отражающие народные обычаи.
  3. Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.
  4. Крылатые выражения из произведений художественной литературы.

(слайд 5)

Конкурс «Мешок фразеологизмов»

В мешке находятся игрушки  (кошка, медведь, курица, свинья).

Задание:  команды по очереди  достают по 1 предмету и называют фразеологизмы, связанные с этим предметом.

  • свинья - свинью подложить, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдёт
  • кошка – как кошка с собакой, кошки скребут на душе, купить кота в мешке, играть в кошки-мышки
  • медведь – медвежья услуга, медведь на ухо наступил
  • курица - куры не клюют, как курица лапой.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

(слайд 6) Сообщение "Казанская сирота»

Оценки жюри…
 
Конкурс "Фразеологизмы с частями тела"

Загадки про нос, уши и рот.

Задание: как можно больше назвать фразеологизмов с частями тела.

В этом конкурсе побеждает та команда, которая последняя назовёт фразеологизм.

(слайд 7) Сообщение "Водить за нос".

Оценки жюри…

Конкурс «Капитанов»

Ведущий: к доске приглашаются самые смелые, находчивые, весёлые – капитаны команд.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Задание: Замени фразеологизмы значением, одним словом.

- На руках носить - ценить, любить.

- Золотые руки - мастер.

- Разводить руками - удивляться.

- Руки опускаются - без сил.

- Рукой подать - близко.

- Как без рук - беспомощный.

- Руки чешутся - хочется подраться.

 (слайд 8) Сообщение «Волосы дыбом»

(слайд 9) «Во всю Ивановскую»

Итак, подводим итоги конкурса капитанов. Капитаны получают следующие баллы …

Конкурс "Найди пару"(карточки)

Соедини  антонимичные пары фразеологизмов.

кот наплакал

куры не клюют

за тридевять земель

рукой подать

лясы точить

держать язык за зубами

баклуши бить

не покладая рук

держать ухо востро

пропускать мимо ушей

душа в душу 

как кошка с собакой

повесить нос

воспрянуть духом

Оценки жюри …

А сейчас пора узнать, кто же является победителем. Оглашаем результаты …

Подведение итогов

(слайд 10) Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

21.01.2019