Открытый показ непосредственной образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности закрепления лексико-грамматических категорий на тему «Прогулка в зимнем лесу» в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: закреплять умение развивать связную речь.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание;
  • закреплять пространственную ориентировку;
  • развивать фонематические процессы, звуковой анализ и синтез;
  • обогащать и активизировать словарный запас, развивать навыки словообразования существительных и прилагательных;
  • учить образовывать родственные слова;
  • упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных;
  • совершенствовать навыки пересказа с использованием графической схемы;
  • учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно.

Оборудование: мультимедийное оборудование, слайды, «снежный» ком, конверт, карточки, мольберт, схема для составления рассказа, текст.

Ход занятия

1. Орг. момент

(слайд 1–2)

Звучит музыка, дети входят в зал.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь.

Послушайте загадку.

Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она - художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая. (слайд 3)

Логопед: О каком времени года говорится в загадке?

Дети: О зиме!

Логопед: Скажите, когда наступает зима? После весны? После лета? Перед летом?

Дети: Нет! Зима наступает после осени.

Логопед: Бывает перед весной.

И сегодня я вам предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес. А чтобы в дороге у нас не замерзли ручки, мы их погреем. (слайд 4)

2. Основная часть. Развитие мелкой моторики

"Погреем пальчики".

Снег руками собирали, 
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать, 
Мы их будем согревать. 
Чтобы стали горячее, 
Чтобы стало веселее.

(Энергично разминать Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. (2 раза)).

(слайд 5)

Звучит музыка, дети с логопедом идут в лес.

Логопед: Посмотрите, ребята. Мы с вами в лесу. Зима – мое самое любимое время года.

В лесу видят снеговика.

Логопед: дети, смотрите, кто здесь на поляне?

(слайд 6)

Снеговик: Мне очень холодно, уныло. Пришли ребята в лес, слепили меня из снега и ушли. Стою я один и не знаю, чем заняться. Когда же кончится эта зима?

Логопед: постой, снеговик, если кончится зима, наступит…. (дети помогают весна) и ты растаешь на солнышке. А зимой можно весело проводить время с друзьями, играть, развлечься и получить новые знания. Снеговик, а ты любишь играть?

Снеговик: ДА!

Логопед: В какую игру?

Снеговик: Я люблю играть в игру, которая называется «Наоборот» Я буду бросать снежный ком и задавать вопросы, а вы - отвечать.

Игра: «Скажи наоборот»

Грустный – веселый, хороший – плохой, кислый – сладкий, черный – белый, пустой – полный, худой – толстый, легкий – тяжелый, шершавый – гладкий.

Логопед: Молодцы. Снеговик, а наши ребята умеют выкладывать слова.

Садимся за столы и ты присядь, отдохни и посмотри, как дети умеют выкладывать слова.

Сейчас мы с вами выложим слово КОМ. (слайд 7)

Звуковой анализ и синтез.

Логопед: выкладываем К    О    М.

1-й звук какой? – К (согл, глух, тв)

2-й звук? – О (гласн)

Последний звук? – М (согл, тв, звон)

Выложили.

Назовите последовательно звуки.

Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов? Какое слово получилось? КОМ.

Снеговик: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Логопед: Убираем рабочий материал в пенал и кладем его на край стола.

Логопед: Снеговик, как ты думаешь, от какого слова произошло твое название? (думает долго) Дети, а вы знаете? от слова «снег».

Логопед: от этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, связанные со словом «снег».

(слайд 8)

Подбор однокоренных слов.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю….. (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые ….. (снежинки)
На поселки, на лужок
Выпал беленький ……(снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее ….(снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ….(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился….(снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка….. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой …..(снегири)

Логопед: Вот такое стихотворение. Давайте вспомним, какие «снежные» слова мы использовали?

- А еще какие слова вы знаете, в которых есть слово «снег»?

Машина, убирающая снег на улице. Она какая? - снегоуборочная.

А когда снег падает в большом количестве. Это что? - снегопад.

А средство для передвижения по снегу и льду, это что? - снегоход.

Логопед: вы наверное, устали сидеть? Давайте поиграем вместе со снеговиком

(проводит снеговик) (слайд 9)

Физминутка "Зимняя прогулка"

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Логопед: Возвращаемся на места. (слайд 10)

А теперь давайте расскажем историю «про снежного колобка» Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы послушаете.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

(слайд 11)

Ребята гуляли во дворе. Лепили из снега фигурки. Алеша сделал снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли в детский сад. Жалко стало Алеше колобок на дворе оставлять, взял он и положил его в карман.

Пришел в детский сад, повесил шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про своего колобка. Побежал он с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап – вода капает. Посмотрел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?

(слайды 12–19)

(сначала все схемы вместе, затем по каждой схеме составляется отдельно предложение, зачем все картинки вместе и 1 ученик составляет пересказ)

3. Итог

(слайд 20)

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте напомним снеговику, что мы сегодня делали? (играли в игру «Наоборот», делали зарядку, составляли слово «ком»). Пора возвращаться обратно. Снеговик, тебе понравилось с нами? Стало веселее?

Снеговик: ДА! Вы очень хорошо отвечали. Но мне стало жарко, можно я уйду? До следующей зимы!

Логопед: Ребята, и нам пора прощаться, давайте нашим гостям скажем «До свидания!».