Технологическая карта урока. Тема: "Жизнь земноводных весной". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Класс: 1.

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с жизнью земноводных весной, понятиями «земноводные», «головастики», «развитие»; научить выделять общие черты и различия лягушки и жабы.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: научатся объяснять понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки.
  • Личностные: принимают ценности окружающего мира, проявляют положительные отношения к учению, умеют выражать свои мысли и впечатления.

Универсальные учебные действия (Метапредметные):

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование - предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

  • Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – знать понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки (по картинкам, видеофильмам); знаково-символические – моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
  • Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, вступают в коллективное сотрудничество, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве, умеют работать в паре.

Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Образовательные ресурсы и оборудование: учебник: Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2011; компьютер учителя, проектор, экран, карточки с таблицей «Что сравнивается», sms сообщение.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Есть девиз у нас такой:
Все, что надо, под рукой.
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!

Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас все получится.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

- Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?
-Исследователи – люди, которые создают или открывают новые знания. <Презентация 1. Слайд №1>
Сегодня наш класс - это лаборатория, где мы с вами будем проводить исследования.
Что будем исследовать, узнаете чуть позже.
Включается видеофильм о весне, по результатам просмотра проводится беседа
- Какому времени года посвящен фильм?
- Расскажите, какие изменения происходят в природе с приходом весны?
(Солнце поднимается выше, становится теплее, тает снег, идёт дождь).
- Молодцы! Вы всё рассказали верно.

Беседа по вопросам.
Ответы детей

 

 

Беседа по видеофильму.
Ответы детей

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Постановка учебной задачи

- Сегодня мы исследуем группу животных, а какую именно (sms сообщение)
Включается аудиозапись
Помогите! Наши родители совсем о своих детях не заботятся. Выметали икру и забыли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. У наших родителей одна тысяча ребят, и то о них не думают. А беспризорным нелегко живется. Под водой много прожорливых чудовищ, и все они падки до лягушачьей икорки, до лягушат. Сколько гибнет головастиков, сколько опасностей нам грозит, пока мы не превратимся в больших лягушек, - прямо подумать страшно. Помогите!
Беседа
- Ребята, от кого пришло сообщение, догадались?
- Может это сообщение связано с темой нашего исследования?
- Кто готов ответить, какая тема нашего исследования?
- Где мы можем подтвердить правильность наших ответов?
- Что нам в этом поможет? (учебник)
- Откройте страницы 83 учебника.
- Согласен ли с вами автор учебника?
Сообщение темы исследования
- Мы на уроке исследуем, кто такие земноводные, рассмотрим развитие лягушки и поговорим о других земноводных. <Презентация 1. Слайд №2>

Дети слушают сообщение

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Работа над новой темой.
Построение проекта выхода из затруднения

  1. Работа с учебником.

- Возвращаемся к нашему учебнику. Ребята, откройте стр. 84 и внимательно прочитайте текст.
- О ком прочитали?
- К какой группе животных относятся лягушки и жабы?
- Почему лягушку и жабу называют земноводные?
- Что ещё интересного об их жизни узнали?
- Молодцы, ребята, вы внимательно читали текст.
Работа в парах.
- А сейчас ребята, проведете исследование в парах. Изучите внимательно текст и заполните таблицу, используя знаки «+» и «-» («Чем отличаются» см. Приложение)

Лягушка
Лягушка быстро и далеко прыгает. Задние лапки у неё длиннее, и им удобно отталкиваться и прыгать. У лягушки гладкая и скользкая кожа. В год она четыре раза меняет свою кожу. Голову вверх приподнимает. Охотится за летающими насекомыми.

Жаба
У жабы короткие лапки, поэтому ей тяжело прыгать, а удобнее ходить. Кожа покрыта бугорками. Жаба держит голову очень близко к земле, потому что она питается насекомыми, которые ползают по земле. Жаба не любит солнечный свет, но она прекрасно видит в темноте, поэтому на охоту отправляется только после захода солнца.

Дети читают текст на стр. 84.
Ответы на вопросы.

 

 

Дети работают в парах. Изучают самостоятельно текст и заполняют таблицу, используя знаки «+» и «-» («Чем отличаются»)

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Реализация построенного проекта

<Презентация 1. Слайд №3>
- Ваш ровесник Петя тоже провёл исследование по этой теме, заполнил такую же таблицу и вот что у него получилось.
- Сравните ответы. Согласны ли вы с Петей?
- Молодцы, вы помогли Пете.
- Сделаем вывод, чем лягушка отличаются от жабы?

(Таблица с ошибками) Дети исправляют ошибки, доказывают.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Физкультминутка

Учитель включает видеозапись «Зарядка с лягушками»

Выполняют движения

Познавательные: умение выполнять ритмические движения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Видеофильм «Как появляются лягушки»
- У природы много секретов. Об том мы узнаем из следующего видеофильма. Ребята, внимательно посмотрите на экран.
- Какой секрет открыла вам природа?
- Как появляются лягушки?
- Как называют маленьких лягушат?
- Чем дышат головастики?
- Чем питаются головастики?
- Сравним свои выводы с тем, что нам предлагает автор учебника на стр. 84.
- Молодцы, ребята, вы сделали правильные выводы.

Дети смотрят видеофильм.
Ответы на вопросы.
Делают выводы

 

Читают выводы по учебнику

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с компьютерами.
- Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаете, поработав с компьютерами.
Перед работой проведём гимнастику для глаз. А теперь приступим к работе.

Ответы на вопросы
- Где живет озерная лягушка?
- Где живет травяная лягушка?
- Какого цвета бывают лягушки?
- Какие по массе бывают лягушки?
- Есть и другие земноводные. О них узнаете, если откроете следующий слайд.
- С какими еще земноводными познакомились?
- Чем они отличаются от лягушек?
- Молодцы. Вы внимательные. Только внимательные люди могут быть исследователями. И вы это сейчас доказали.

Дети работают с компьютерами.

 

 

Дети отвечают на вопросы

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

- Вам понравилось быть исследователями?
- Хотите узнать, какую пользу приносят лягушки и жабы?
- Где сможете найти ответ на интересующий вас вопрос?
- Подойдите все ко мне. Посмотрите, вам знакомы эти книги?
- В этих детских энциклопедиях вы можете найти информации о лягушках. Возьмите книги, прочитайте о лягушках.
Каждый исследователь в конце своей работы обязательно подводит итог. Мы с вами тоже это сделаем. Возьмите карточки и выполните задание.
Ваша ровесница Таня тоже выполняла такое задание. <Презентация 1. Слайд №4>
- Сравните результаты. Справилась ли Таня с заданием?
- К какой группе животных относится лягушка?
- Как появляются лягушки?
- В какое время года лягушки откладывают икринки?

 

 

Находят информации по теме в энциклопедиях

Работа на карточках

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Мне понравилась ваша работа на уроке. В заключение продолжите предложения. <Презентация 1. Слайд №5>

«Я узнал…»
«Я повторил…»
«Я удивился…»
«Я запомнил…»

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;использование критериев для обоснования своего суждения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

 

Библиографический список
1. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011;

Интернет-источники

  1. http://mirgif.com/ljagushki.htm
  2. http://briticat.ru/smail/frogs/frogs2.html
  3. http://new-anoli.ru/post228868484
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/03/urok-okruzhayushchego-mira-v-1-klasse-zhizn
  5. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/plan_konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_zhizn_ziemnovodnykh_viesnoi