История развития транспорта в городе Иркутске

Разделы: География

Класс: 8


Класс

8

Тип занятия

Изучение нового материала

Технология построения занятия

Проблемно-диалогическая

Цель

Познакомиться с историей развития транспорта в г.Иркутске.
Выявить проблемы современного состояния транспорта.

Основные термины и понятия

Извозчик, дилижанс, концессия, омнибус, дилер, 1ДЦ «Иномарок» приходится, чел.

Планируемый результат

Личностные УУД:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе занятия;
• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
• участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:
• Требования к уровню подготовки учащихся.

Уметь:
• составлять вопросы;
• приводить примеры решения проблем транспорта в городе Иркутске.
• отбирать необходимые материалы для ответа.

Форма работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе.

Оборудование

Презентация «Транспорт»,  карта «пассажирский транспорт Иркутска»,  меры по ликвидации проблем, связанных с транспортом, рейтинг городов по обеспеченности дилерами иномарок, видео «Любимый Иркутск – середина Земли», аудиозапись «Иркутск – мой город», видео «Кошка беспородная», закладки, визитки округов, листочки для рефлексии.

 

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Видео «Любимый Иркутск – середина Земли»Презентация «Транспорт»: первый слайд «Что это? Озвучивает тему и план внеклассного занятия. 

Учащиеся озвучивают тему занятия, записывают в тетрадь, самостоятельно формулируют цели, задачи. (Слайд 1)

Актуализация знаний

Значение транспорта

Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников.

Изучение нового материала

Немного истории: устный журнал. Учитель следит за ходом, дополняет рассказы ребят

Учащиеся рассказывают об истории появления тех или иных видов транспорта, после выступления задают 1-2 вопроса классу, кто правильно ответил, дают закладку, а если нет ответа, то сами говорят правильный ответ.

 

1. Где находился Толкучий рынок? (Ивановская площадь, ныне площадь труда у цирка). Извозчики о себе извещали звоном колокольчиков.

1 ученик. В каком году в Иркутске появились первые извозчики? (1837 г.)
В последних числах сентября 1836 г. поручик иркутской жандармской команды Казимирский в качестве опыта поставил на Толкучем рынке семь конных экипажей. Опыт весьма удался. Желающих воспользоваться  этим новым для города видом транспорта оказалось много. На следующий год появились постоянные извозчики, стоянки которых были пока только на Большой улице.
Извозом могли заниматься и ссыльнопоселенцы, но только после особого прошения на имя генерал-губернатора и по прошествии трёх лет жительства на место определённого поселения. Запрещалось работать извозчиком несовершеннолетним лицам и лицам, не знающим русского языка. Иркутск был разделён на три участка, в каждом из которых были выделенные определённые места стоянок извозчиков. В 1840 г. по участкам были упорядочены все места стоянок с учётом пожеланий держателей извозов. По каждому месту была установлена цена на одну лошадь. (Слайд 2)

 

2. Шелашниковская улица (Институтская)?
Сейчас Октябрьской Революции (Правобережный округ, параллельно ул. Франк-Каменецкого: музей г.Иркутска)

2 ученик. ДИЛИЖАНС а, м. diligence f.  1. Каретадляперевозкипассажировипочты.
С 1 октября 1879 г., т. е. после грандиозного июньского пожара, в Иркутске открывается маршрутное движение дилижансов. С этого дня началось движение их от Амурской улицы до Покровской церкви с оплатой в один конец рейса 10 копеек (гимназисты оплачивали по 5 копеек). А с 8 октября маршрут дилижансов изме­нился. Теперь дилижансы начали ходить от здания Городского театра по Арсенальской и Шелашниковской улицам до Учительской гимназии, в помещениях кото­рой в это время размещалась Мужская гимназия. С 11 июня 1881 г. при гостинице Марковского открывается пункт проката дилижансов. В распоряжении пункта имелось два дилижанса по 10-12 мест в каждом. (Слайд 3)

 

3. Русский фунт=409, 51 грамм.
Стоимость проезда – 10 копеек, гимназисты – 5 копеек, а сахар 1 фунт - 24 копейки (привозное), а кедровый орех – 6 коп.
Где находился трактир «Таганрог»?

Лекарь Чехов. «Иркутский репортёр» добавил свои штрихи к легенде о визите писателя в Иркутск. Приложение 1.

3 ученик. 6 июня 1890 г. Иркутск.
Иркутск, 6 июня.
Здравствуйте, милая мама, Иван, Маша и Миша и все, я же с вами…
Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы….  Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей с надписями о том, что нельзя останавливаться. Есть трактир "Таганрог". Сахар 24 коп., кедровые орехи 6 коп. за фунт.
Русский фунт = 0,40951241 кг

 

 

4 ученик. В городскую управу от инженера Кривцова 7 августа 1896 г. поступило заявление, в котором он просил сдать ему концессию сроком на 49 лет на строительство и организацию работы в Иркутске конной железной дороги. Но власти города не откликнулись на это предложение, считая, что необходимости в таком транспорте город не испытывает; другие же высказывались против, исходя из убеждения, что конно-железная дорога загромоздит улицы города.
Концессия — (от лат. concessio  разрешение, уступка)  форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. (Слайд 4)

 

 

5 ученик. 20 ноября 1899 г. Городская дума разрешает Н.Брюхановской открыть движение двух двенадцатиместных омнибусов.
О́мнибус (от латинского omnibus «всем», форма дательного падежа множественного числа лат. omnis «каждый») — вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.
Многоместная (15—20 мест) повозка на конной тяге. Омнибус практически является предшественником автобуса. (Слайд 5)

 

 

6 ученик. В 1890 г. появились в городе Иркутске новые виды городского транспорта. Это велосипед и мотоцикл. Первоначально они доставлялись в Иркутск из-за границы через европейскую Россию любителями самостоятельно. А с 1896 г. велосипеды в числе других товаров стали доставляться в Сибирь непосредственно иностранными торговцами через северные транспортные пути. В феврале 1896 г. в Иркутск прибыли агенты Сибирской торговой английской экспедиции, в состав которой входили Ж.Виггинс, Г.Я.Листе, К.А.Кили. Среди доставленных ими товаров были и велосипеды.  (Слайд 6)

 

 

7 ученик. Первая машина появилась в Иркутске 14 июля 1899 года, об этом написала газета «Восточное обозрение». Авто приобрел известный иркутский меценат, купец Николай Васильевич Яковлев. Вблизи нынешнего парка Парижской Коммуны он устраивал «покатушки» для всех желающих. Машина развивала скорость 15 километров в час. Весной 1906 года Яковлев открыл первый в Восточной Сибири «автобизнес». (Слайд 7)

 

 

8 ученик. Первые автобусы появились в Иркутске в 1925–1927 годах: американские машины марки «Форд» и «Додж». В 1925 году газета «Власть труда» сообщала: «Правление Автопромторга предоставило в наше распоряжение для предполагаемого к открытию автобусного движение четыре 10- и 12-местных автобуса системы „Форд“. Маршрут автобусного движения на первое время установлен от вокзала через весь город — в Маратовское предместье с двумя полустанциями: вокзал — город (базар), базар — Маратово. Приблизительная цена билета за весь маршрут определена в 60 копеек».
Первый автомобиль. http://foto-history.livejournal.com/8255703.html
В 1927 году та же газета писала: «Вчера Автопромторг получил четыре новых автобуса американской марки „Додж“. Автобусы прибыли без кузовов, последние будут изготовлены в Иркутске. Заготовительная стоимость машин 4 860 рублей каждая». (Слайд 8)

 

Пассажиры иркутского такси платили по будильнику

 

9 ученик. В 1935-м году в Иркутске появились первые такси, проработавшие до начала Великой Отечественной войны.
Первый иркутский таксист Х.А.Турутанов на переделанном в местных условиях автомобиле «Форд А22»: На следующий год случилось событие, определившее дорожную инфраструктуру Иркутска на два десятилетия: открылся первый железобетонный мост через Ангару, вторая переправа — Иркутская ГЭС — открылась в 1958 году. (Слайд 9)

 

 

10 ученик. Первый пароход был заложен компанией ростовского купца первой гильдии Мясникова 29 марта 1843 в селе Грудинино, отстоявшем от Иркутска в 18 верстах вверх по Ангаре. 15 сентября того же года на воду был спущен деревянный корпус длиной 28 сажен первого парохода, и началась его отстройка и техническое оснащение.
Рубка, каюты, служебные помещения, палубы, трюмы — все делалось из дерева. Строительством судна руководил архангельский судостроитель Михаил Никитич Батурин. А сборка и отладка машин и механизмов были поручены специально приглашенному из Нижнего Тагила механику Павлу Мокееву. Это был очень опытный механик, проходивший обучение и практическое освоение двигательных установок в Лондоне. Первому пароходу было высочайше утверждено наименование «Император Николай». Сразу же после окончания его строительства в Грудинино закладывается второй пароход, наименованный «Наследник Цесаревич». Этот пароход по размерам не отличался от «Императора Николая I», но на нем устанавливался более мощный двигатель. «Наследник Цесаревич» был достроен и спущен на воду осенью 1844 года. Оба парохода имели одновременно и парусную экипировку для использования попутного ветра (Слайд 10).

 

 

11 ученик. Прорывом в развитии общественного транспорта стало открытие 3 августа 1947 года первой линии иркутского трамвая «Вокзал — Рынок», представлявшей собой четыре километра однопутной линии, которую прокладывали методом народной стройки с привлечением японских военнопленных. Первые вагоны-полуфабрикаты привезли из Ленинграда и доделали в Иркутске. Трамвай интенсивно развивался: в 1950 году открылся маршрут № 2 «Вокзал — Трампарк» (улица Советская). 1950 год — маршрут № 2 «Вокзал — Трампарк». Начата прокладка пути от вокзала до Свердловского рынка. 1961 год — маршрут № 1 продлевается от вокзала до Студгородка (Слайды 11, 12).

 

 

12 ученик. 1970 года. Первый троллейбусный маршрут соединял остановки «Сквер им. Кирова» и «Поселок Энергетиков» (через плотину ГЭС). Первые шесть дней курсировало всего два троллейбуса, но уже 12 ноября их число выросло до двенадцати. (Слайд 13)
13 ученик. 15 сентября 1956 года из Москвы в Иркутск совершил первый пассажирский рейс совершенно новый по тем временам, реактивный самолёт Ту-104. По тем временам он казался чем-то невероятным: мог брать на борт больше 100 пассажиров, развивал скорость до 950 км/час, а уровень комфорта (мягкие откидывающиеся кресла, горячее питание и т.д.) делал путешествие не только интересным, но и приятным. Иностранцы за особую «выносливость» прозвали этот самолёт «верблюдом». Летающий верблюд. Ту-104, первый реактивный пассажирский (Слайд 14)

Физминутка

Видео «Кошка беспородная»

Учащиеся двигаются под музыку.

 

Где установлен памятник кошке в Иркутске?

28 сентября 2012 года в Иркутске был открыт сквер с памятником милому и любимому многим животному – кошке. Небольшой скверик находится между улицами Марата, Степана Разина и Горького. Теперь здесь «прогуливается» 120-ти килограммовая кошечка.

 

Почему установили?

Животное в качестве модели было выбрано не случайно, ведь именно кошка является символом уюта, тепла, финансового благополучия и атрибутом старого города.

 

Что можно сказать об уровне развития транспорта в городе Иркутске?
Численность населения г.Иркутска?

Ответ: в Иркутске получили развитие все виды транспорта.
Ответ: 629, 980 тысяч человек

 

Количество транспорта растёт. Листы «Рейтинг Городов России по обеспеченности дилерами иномарок. Приложение 2.
Кто такой дилер?
1ДЦ «Иномарок» приходится, человек.
Сравните Иркутск с другими городами.
Находится на уровне какого города?
Это Урал. Город миллионер.
Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком.
Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30г угарного газа, 6 кг оксида азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие вещества.

Учащиеся знакомятся с терминами.

 

Екатеринбург

 

Какая главная проблема в городе?
Какие меры нужно принять, чтобы их не было?

Пробки
Групповая работа
Учащиеся по своим округам высказывают свои предложения

Рефлексия

Проанализируйте свою работу на занятии, прослушав притчу. «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. (Фиолетовые листочки возьмёте и положите сюда)
У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу» (Жёлтые листочки).
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением». «А я принимал участие в строительстве храма!» (Розовые листочки)
А что же на занятии делали вы?

Делают свой выбор.

Домашнее задание

Дополнить проект

Записывают домашнее задание.

 

Звучит аудиозапись песни «Иркутск – мой город!». Приложение 3

 

Список литературы

  1. В каких городах больше всего автомобильных дилеров. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.v-transport.ru/newsb_1467.html
  2. Город на Ангаре. Общие сведения и история Иркутска. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nesiditsa.ru/city/irkutsk
  3. Иркутск. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldcity.mirtesen.ru/blog/43388902529/Irkutsk.
  4. Иркутский троллейбус. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irkipedia.ru/node/3869/talk
  5. Иркутские повествования. 1661-1917 годы. В 2 т./ Автор-составитель А.К.Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 1. 464 с.4.
  6. Лекарь Чехов. «Иркутский репортёр» добавил свои штрихи к легенде о визите писателя в Иркутск. Иркутский репортер: 08 ноября 2016 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vsp.ru/social/2016/11/08/566388?call_context=embed
  7. Летающий верблюд. Ту-104, первый реактивный пассажирский // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livejournal.com/media/765512.html
  8. 8. Омнибус // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%81
  9. Пассажиры иркутского такси платили по будильнику. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://baikal-info.ru/kopeika/2005/11/007001.html
  10. Словари и энциклопедии на Академике. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&stype=0
  11. Чехов в Иркутске. Письма. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/chehov_v_irkutske_pisma
  12. Численность населения Иркутска на 1 января 2017 года// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poltavareview.com/?p=15960