Интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира по теме «Основные и составные цвета радуги». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Нарисовать радугу, используя основные и составные цвета, получая их путём смешивания.

Задачи:

  • Познакомить детей с таблицей цветов (цветовым кругом); дать понятие об основных (красный, жёлтый, синий) и составных (оранжевый, зелёный, фиолетовый, оттенки) цветах. Рассказать, что такое палитра, как с ней работать.
  • Воспитывать аккуратность, терпение в работе.
  • Развивать чувство цвета, умение различать оттенки.

Оборудование: акварельные краски, кисти, клей, палитра, вырезанные из цветной бумаги круг (солнце) и фигура в виде тучи, презентация.

Тип урока: введение новых знаний.

Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация.

Формы контроля: текущий контроль, ответы на вопросы.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Планируемые результаты обучения:

Освоение предметных знаний и умений:

  • Познакомятся: с цветами радуги и их порядком, с основными цветами, составными цветами.
  • Научатся: смешивать краски, получать все цвета радуги, писать гуашевыми красками радугу, дополнять композицию с радугой своим рисунком.

Формирование УУД:

  • Познавательные: овладевают приёмами работы с красками, наблюдают природное явление в жизни, осуществляют поиск необходимой информации в произведениях живописи, изображают радугу, используя свойства основных и составных цветов.
  • Регулятивных: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, учатся работать над рисунком в определённой последовательности; анализируют собственную деятельность на уроке.
  • Коммуникативных: умеют строить понятное монологическое высказывание, согласовывать свои действия с партнёром, активно слушают одноклассников и учителя, расширяют навыки общения, обсуждают индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.
    Личностных: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться изобразительному искусству, развивают эстетические чувства на основе знакомства с выдающимися произведениями искусства.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Слайд 1

Учитель:

И в десять лет, и в семь, и в пять,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.

У нас сегодня не обычный урок, а урок-праздник. А помогут нам сделать урок праздничным стихи, загадки, и я надеюсь, что к концу урока у нас всех будет хорошее настроение.

Покажите мне, а какое у вас сейчас настроение? (дети показывают тучку или солнце)

2. Актуализация знаний

Учитель: Мне бы хотелось, чтоб в нашем классе тучи не появлялись никогда, но в природе тучи с дождем и солнце совершают чудеса.

Посмотрите на экран.

Назовите, что изображено на фотографиях?

Как все эти чудеса природы можно назвать по-другому?

Слайды 2, 3

3. Постановка учебной задачи

Но здесь нет изображения одного самого красивого, разноцветного явления природы, посмотрите, как его изображали известные художники нашей страны.

Слайды 4-8

Догадались, что мы будем сегодня рисовать?

В природе это явление природы появляется с помощью двух мастеров.

Отгадайте имя первого мастера.

Ученик:

Ну-ка кто из вас ответит

Не огонь, а сильно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

Ученик:

Шумит он в поле и в саду.
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду.
Покуда он идёт.

(Приклеить на рабочий лист тучку и солнце.)

Посмотрите внимательно видеоролик и ответьте на вопрос: Что нужно знать, чтобы нарисовать радугу?

Что вы узнали о красках радуги из него, обсудите в парах.

Ученики после обсуждения в парах рассказывают о том, что узнали из видеоролика.

(Красок 7, радуга бывает летом, называют их по порядку, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить последовательность цветов радуги, объясняют, как именно она помогает запомнить название краски)

Слайд 9

Слайды 10, 11

4. Фиксация затруднений в деятельности. Создание проблемной ситуации

Все мастера на месте, мы многое узнали о радуге, осталось пригласить краски.

Учитель: Часто во время дождя ты сидишь у окна, смотришь и прислушиваешься. Тебе кажется, что у всех вещей есть голоса, что все они разговаривают. И наши краски тоже.  

Слайд 12

Слышите, говорит желтый цвет?

Ученик:

Желтое солнце на землю глядит.
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Слайд 13

Учитель: Красный тоже не молчит!

Ученик:

Красная редиска выросла на грядке.
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят.
Красные знамена за окном горят.

Слайд 14

Учитель: А синий шепчет...

Ученик:

В синем море островок.
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.

Учитель: Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают краски. Над горизонтом встает радуга.

Ребята, какие краски пришли к нам и разговаривали с нами? А сможете ли Вы нарисовать только с помощью этих трех красок нарисовать радугу?

Сейчас мы немного отдохнем и попробуем выйти из затруднительной ситуации.

5. Физпауза

Слайд 15

6. Открытие новых знаний. Построение проекта выхода из затруднительной ситуации

Учитель: Ребята, к нам с вами сегодня пришли не обычные краски, прочитайте как называются эти цвета.

Слайд 16

7. Практическая экспериментальная работа

Практическая работа с целью получения составных цветов на палитре.

  • Оранжевой - дорисовать лучи у солнца
  • Фиолетовой - капли воды из тучки
  • Зеленой - траву

(в ходе работы проводится работа над значением слов основные, составные)

8. Первичное закрепление

Слайд 17

Учитель: Как можно получить необходимые нам цвета с помощью смешивания красок?

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Дети рисуют радугу, самостоятельно выбирая способ использования красок.

Сравнивают работу с эталоном.

10. Рефлексия деятельности

Учитель:

Краски сегодня ужасно устали.
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся: какие цвета!

Ребята, посмотрите, какая красивая радуга получилась — прямо-таки живая.

Слайд 18

Краски для нас приготовили вопросы. Давайте постараемся ответить на них.

Завершите свою работу и покажите свое настроение, нарисуйте глазки, ротик и носик солнышку или тучке.

Слайд 19

Лучистое солнце
Не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен, ты в силах
Друзьям своим подарить!

Интернет-источники:

  1. http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-prirodu-s-otvetami-80-luchshix.html
  2. http://allforchildren.ru/poetry/draw16.php
  3. https://multiurok.ru/blog/nachalo-uroka-stikhi-1-chast.html
  4. http://www.kraskizhizni.com/edu/verse/101