Урок русского языка по теме "Имя существительное". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Учебник: Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Цель урока:

  • создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме;
  • для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
  • для формирования интереса к предмету.

Основные термины, понятия: часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает.

Планируемые результаты

Предметные

  • познакомить с именем существительным, как частью речи,
  • наблюдать за значением имён существительных,
  • уметь классифицировать имена существительные,
  • применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять правила работы в парах, в группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
  • моделировать информацию;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Технологии:

  • исследовательская,
  • технология ТРИЗ,
  • здоровьесберегающие,
  • обучение в сотрудничестве,
  • развивающая,
  • информационно-коммуникативные.

Презентация

ХОД УРОКА

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивирование к учебной деятельности

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.

Добрый день, ребята! У нас урок русского языка.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

 

Актуализация знаний (5 мин)

Метапредметные (УУД)

познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения.

 – Посмотрите на доску. Вы видите слова. Но какое-то слово тут лишнее. Почему?

На доске:
подлежащее, существительное, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

Существительное здесь лишнее, но на нашем уроке оно будет главным.

Напишите число. Классная работа.

Отгадайте загадки.

Все его зимой боятся,
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щеки, нос.
Ведь на улице ….(мороз)

Лес укрыт снегами, пахнет пирогами.
Елка в дом идет, что такое Новый год?  (праздник)

И морозы, и вьюга, и снег во дворе.
К нам в гости пртходит зима в ….(декабре)

 

 

 

Лишнее существительное т.к. это часть речи, а остальные члены предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Эти слова мы и запишем в чистописание.

Выделите из каждого слова букву по характеристике уу звука.

- Из первого – безударную гласную

- Из второго – непроизносимый согласный

- Из третьего – мягкий согласный непарный по звонкости, глухости.

Словарная работа.

Что можно сказать о этих словах? Что их объединяет?
Что такое существительное?

Чистописание.

Мороз, праздник, бекабрь

О д  р

Распределите эти слова на две группы. Это существительные.
Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?
Ребенок работает у доски.

Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Предметные:
- определять части слова;
- находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке

Давайте сформулируем тему нашего урока.
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

1. Находить имена существительные среди других слов
2. Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.
3.Узнавать значение имен существительных.
4. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-  моделировать информацию

1. Начиная с этого урока, мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.154
Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем.
Давайте попробуем найти имена существительные
Сделаем упражнение № 1. Стр. 155

Все справились? Что помогло нам найти существительные?

 

 

Дети вспоминают правило

 

Дети выполняют упражнение. Проверяем на доске.
Помогли вопросы.

А что же обозначает существительное? Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?
Все слова обозначают предмет.
У нас в гостях королева Речи, которая хочет рассказать нам, что же обозначает существительное.
Предлагаю посмотреть фильм и узнать, все ли существительные обозначают предмет.
Просмотреть фильм.

- Что же обозначает имя существительное?

Давайте на стр. 155 Дополним предложения.

Существительное обозначает не только предмет, явление природы. …..

Физминутка

 

- Мы немного устали. Проведем физминутку.

Двигаемся

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Прочитаем рубрику «Обрати внимание.» с.155
Ребята, что же понимают под словом предмет?

 

Предлагаю поработать в группе и распределить слово по группам в зависимости от их значения. (Перед работой вспомним правила работы в группе.)
Проверяем с помощью лампы.

Молодцы!!!

Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 4, с.156.

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Вспоминаем правила работы в группе. Выполняем работу на листочке.
Упр. 3 стр. 155.

- Мы проверим свои знания и выполним.
Упр.4 с.132 в парах.
Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.
Красная – высокий уровень (распределить слова по всем группам),
зеленая – низкий уровень (выбрать слова для 1 и 2 группы),
желтая – средний уровень (выбрать слова для 1, 2 и 3 группы).
Внимание!!! Есть лишние слова.
Проверка со слайда.
Кто выполнил задание без ошибок?
Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
В чем испытывали трудности.
Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.
Затем проверяют работу по эталону.

Физминутка

 

Проведем физминутку

Для глаз

 

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- А каким членом предложения может являться существительное?
Давай проверим.

 

Дома вы закрепите полученные знания Стр.155 № 2

Дети разбирают предложение на доске.

Рефлексия

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками

Над какой темой работали?
Какие цели были перед нами?
Достигли ли вы?
Какие затруднения испытывали?

Оцените на лесенке успеха.

Работали над темой имя существительное.
Дети еще раз повторяют правило.

Домашнее задание

 

С. 155 № 2 правила.

Запись домашнего задания в дневник.

8.02.2019