Программа подготовки выпускников к профессиональному психологическому отбору в военные институты Российской Федерации

Разделы: Школьная психологическая служба


Все военные специальности, которые можно получить в военных ВУЗах, предъявляют к абитуриентам серьезные требования. Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор.

Профотбор в военный ВУЗ подразумевает проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.

Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя военного ВУЗа, абитуриенту предлагается пройти тестирование.

Тестирование продолжается несколько часов. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров абитуриента:

  • особенности психики;
  • оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
  • мотивация к обучению в военном вузе;
  • адекватность представления о специфике будущей профессии;
  • присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики;
  • тип реагирования психики при попадании в экстремальные ситуации и др.

По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов:

  • 1 категория предполагает поступление в первую очередь;
  • 2 категория допускает зачисление во втором порядке;
  • 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище;
  • 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению.

Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке.

Также абитуриента не допускают до прохождения медицинской комиссии.

Предлагаемая программа - один из вариантов профориентационной работы с выпускниками.

Цель: организация психолого-педагогических условий для подготовки к поступлению в военные институты войск национальной гвардии РФ. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения выпускников.

Задачи:

  • создание условий для успешного прохождения профотбора в военные институты войск национальной гвардии РФ;
  • повышение уровня психологической готовности выпускников к успешному поступлению в военные институты войск национальной гвардии РФ;
  • расширение кругозора кадет в мире профессий военных институтов войск национальной гвардии РФ;
  • повышение уровня профессиональной зрелости;
  • оказать психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении.

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих успешный процесс прохождения профотбора и сдаче экзаменов в военных институтах войск национальной гвардии РФ:

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • диспетчерская функция.

Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска нарушения психологического равновесия выпускников при прохождения профотбора и сдаче экзаменов в военные институты войск национальной гвардии РФ.

Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и психической защиты у выпускников
  • эмоциональное благополучие;
  • уверенность в себе, в своих силах;
  • достижение 1-2 уровня профессиональной пригодности.

Программа предполагает работу по трем направлениям:

  • диагностическое;
  • информационно-просветительское;
  • коррекционно-тренинговое.

Формы работы:

  • групповая и индивидуальная профориентационная консультация;
  • групповая психологическая диагностика;
  • индивидуальная коррекция;
  • тренинг.

Ожидаемые результаты: по окончании занятий выпускники, при поступлении в институты войск национальной гвардии РФ, должны успешно пройти профотбор, получить 1 или 2 категорию профессиональной пригодности.

Программа рассчитана на 72 час.

Оптимальный размер группы 10-15 человек.

Список литературы

  1. Бурно М.Е. О характерах людей ( психотерапевтическая книга). – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – С. 296.
  2. Галеева Н.И. Характерологический опросник М.Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадетов в рамках интеграции психологии и обществообразовательных предметов в кадетском корпусе // Психотерапия. - 2008. - № 12, С. 17-25.
  3. Гуткина М.С., Лернер П.С. и др. Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред.шк. М., 1990.
  5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №2)
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/д., 1996.
  7. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
  10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004.
  11. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2005.
  12. Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. – 32с.

Календарно-тематический план

Наименование раздела, темы

Теория

Практика

Методики диагностики

Форма
проведения занятий

Раздел 1. Высшие военные учебные заведения РФ

Военные институты и университеты. Условия поступления. Особенности обучения.

1

 

Анкетирование

Лекция,
анкетирование

Факультеты и специальности в военных институтах.

1

 

Анкетирование

Лекция,
анкетирование

Профессионально важные качества по каждой специальности.

1

 

Анкетирование

Лекция,
анкетирование

Особенности профотбора в военный институт.

1

 

 

Лекция

Раздел 2. Личность

Личность. Понятие личности и ее структура, направленность личности.

1

3

16-ФЛО.
Ориентировочная анкета.
Л-профиль.
Опросник К.Леонгарда.

лекция,
тестирование

Самосознание. Самоотношение как регуляторы жизнедеятельности человека. Самосознание и образ «Я» « Я - концепция».
Самоотношение как регулятор жизнедеятельности человека.

1

3

Мини-мульт.
Опросник ДАП.
Опросник ВСК.
Ассертивность.
САЛ.
Опросник СО

Лекция,
тестирование

Определение эмоций. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций. Эмоциональные состояния. Аффекты и страсти

1

2

Тест цветовых выборов (Люшер).
Опросник ЭИ.
Методика ДЭЛ.

 

Лекция,
тестирование

Феномен мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно - мотивационной сферы. Классификация мотивов. Мотивы и деятельность. Мотивы и сознание. Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса-Додсона.
Основные теории мотивации: мотивация в бихевиоризме; мотивация в психоанализе; мотивация в отечественной психологии.

1

2

Работоспособность.
Опросник ВПМ.
ОКО.
Опросник ВПП.
М-профиль.

Лекция,
тестирование

Понятие о характере. Волевые черты характера. Характер и темперамент. Типология характеров М.Е.Бурно.

1

3

Краткий характерологический опросник М.Е.Бурно.
Опросник Айзенка.
Опросник ХАЛ-НПН.
Тест на темперамент А.Белова. Формула темперамента.
ОЧХ-В.
ИТО+

Лекция,
тестирование

Общение. Структура, функции и средств общения. Структура и средств общения. Невербальные средства общения. Речевые средств общения. Позиции в общении. Стили общения. Манипулятивный стиль общения.
Условия и технологии эффективной коммуникации

1

 2

Опросник К.Томаса
Опросник ЛА.
Опросник КОС.
Стиль руководства.

Лекция,
тестирование

Раздел 3. Познавательные процессы

Психология внимания. Психологическая сущность внимания и его свойства. Физиологическая основа внимания. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, объем, переключаемость, распределение, интенсивность, рассеянность. Виды внимания. Развитие внимания.
Модель с фильтрацией Бродбента
Модель делителя Трейсман.
Модель уместности Дойча-Нормана:
Связь уровня возбуждения и внимания в теории Канемана.

1

2

Кольца Ландольта.
Перепутанные линии.
Избирательность внимания.
Распределение внимания.

Лекция,
тестирование

Психология памяти.
Общие представления о памяти. Круг явлений памяти. Классификации видов памяти. Проблема памяти в культурно-исторической теории и методике двойной стимуляции. Память и деятельность. Зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности. Мотивация и запоминание.

1

2

Вербальная память.
«Фигуры».
Память на лица.
Память на время.
ППНЧ.

Лекция,
тестирование

Психология мышления
Мышление в структуре психики. Типология мышления. Качество мышления. Структура процесса мышления. Мышление как процесс. Этапы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Сходство и различие мышления человека и животных. Методы изучения мышления.

1

2

Стиль мышления.
«Компасы»
«Часы»
«Узоры»
«Кубы»
«Координаты»
S-тест
Шкалы приборов.
Сложение чисел.
Сравнение чисел.
Сортировка чисел.

Лекция,
тестирование

Способности и интеллект. Представление о способностях, факторы, влияющие на развитие способностей. Понятие «интеллект», способы измерения интеллекта.

1

3

КОТ.
Количественные отношения.
Методика «Домино».
Методика Равена.
Словарь.
Исключение слова.
Аналогии.
Силлогизмы.
Установление закономерностей.
Арифметический счет.
Числовые ряды.
Количественные отношения.
Техническое мышление.
Тактическое мышление.

Лекция,
тестирование

Творческие способности. Креативность. Исследование творческого мышления.

1

3

Тест креативности Торренса.
Диагностика невербальной креативности
(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным)
Диагностика вербальной креативности
(методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным).
Тест Гилфорда (модифицированный).
Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).

Лекция,
тестирование

Военно-профессиональная направленность, способности

1

4

МЛО «Адаптивность».
Анкета «Прогноз».
Опросник ВПМ.
Опросник ВПП.
Опросник ОР.
Опросник ДАП.
Опросник АдС.

Лекция,
тестирование

Итого

16
час

31 час

 

 

Раздел 4. Проектно-исследовательская деятельность

Выполнение проектно-исследовательской работы

 6
час

19 час

 

 консультирование

Итого всего

22

50

 

 

30.01.2019

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306