Конструкт урока по ОРКСЭ. Тема урока: "Чтобы быть коллективом"

Разделы: Начальная школа


Хорошо жить в коллективе, в котором ценят дружбу, искренность, великодушие, взаимопомощь. Все хотят стать настоящими друзьями, настоящим коллективом. Об этом мечтали наши дедушки, бабушки, мамы и папы. Когда-то они создали правила, которые сплотили их в коллективе. Тема расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.

При подготовке к уроку охвачены учащиеся 4а класса. С ними разучены стихотворения, приготовлены рисунки для выставки, подобраны книги из библиотеки о коллективе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей группы.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На уроке необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Цель

Сформировать позицию, что такое коллектив

Задачи

- развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки;
- корректировать поведение учащихся;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемый результат

 

 

Предметные

Определение понятия коллектив, виды коллективов, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Чтобы быть коллективом», умение разбираться в своих поступках.

Личностные

Формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои поступки и слова.

Метапредметные

Поиск и извлечение значимой информации.

 УУД

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознание качества и уровня усвоения материала, способность определять цель.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение понятий коллектив и группа; умение анализировать свое состояние.
Коммуникативные: умение работать в группе; согласовывать свои действия с другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои слова и поступки, способность оценивать свои поступки.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Развитие речи (обогащение словарного запаса обучающихся). Русский язык (знание орфограмм слов). Чтение (знание произведений)

Фронтальная, индивидуальная, групповая, викторина.

Мультимедийная презентация. Выставка рисунков. Выставка книг. Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», толковый словарь Ожегова. Притча. Рабочие тетради.

Умения, характеризующие достижения результата:

  •  применение правил поведения в дружбе,
  •  правильное употребление слов,
  •  совместно договариваться о роли в ситуациях, следовать правилам работы в паре, группе.

Тип занятия: новая тема.

Структура занятия:

 1 этап. Мотивация к деятельности.

 Определение цели и темы урока.

 2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

а) Актуализация знаний учащихся.
б) Работа по теме.
в) Физическая минутка.

 3 этап. Закрепление.

 4 этап. Рефлексия. Итог занятия.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность по определению целей и темы учебного занятия.

УУД:
Познавательные: Формулирование проблемы.
Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место.
Личностные: обеспечение мотивации учащихся.
Деятельность учителя:
1. Приветствие. Учитель приглашает всех сделать большой круг и поиграть игру «Здравствуй, друг». слайд
- Здравствуй, друг!
- Ты милее всех вокруг! Пожмите руку другу.
 Присаживайтесь за парты. Мне очень интересно с каким настроением вы пришли на урок. Поэтому урок начнем с выбора настроения. слайд
Смайлик веселый – вы полны энергии, готовы активно работать.
Смайлик с улыбкой – вы спокойны и настроены на работу.
Грустный смайлик – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.
Кто выбрал грустного смайлика, мы поможем течение всего урока приобрести спокойствие и настроиться на урок. Удачи всем.
Деятельность обучающихся:
Выбирают смайлик с настроением.
Дети становятся в круг и по очереди обращаются друг к другу с такими словами.
 

. Определение цели и темы урока.
Проведем небольшой опрос: слайд
1. Это то, к чему человек стремиться и хочет осуществить.( Цель) 
2. Качества человека, которые проявляются в его поведении. (Характер). 
3. Искреннее общение, внимательное и уважительное отношение друг к другу. (Понимание или взаимопонимание.) 
4. Назови одним словом: отец, мать, дети. (Семья) 
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.  (Коллектив).
- А мы с вами коллектив?

 

 

Дают ответы на вопросы

 

- И как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о коллективе) 
Какие цели мы перед собой поставим? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? 
Мы будем говорить о понятиях «коллектив», «одноклассники», «уважение» и «взаимоуважение». 
– Работать будем под девизом:

Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!

Формулируют тему и цель занятия.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

1. Актуализация знаний обучающихся

Цель: актуализация знаний учащихся о коллективе, видах коллектива

УУД:
Регулятивные:
Выполнение учебных действий (умение слушать и слышать)
Деятельность учителя: Послушайте древнюю притчу.
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Деятельность обучающихся:
Слушают притчу.

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- Обсудите в паре вопросы, которые видите на слайде.
- Как жили сыновья старика? О чем мечтал он? Как объяснил старик своим сыновьям, что вместе они сила? Какое слово вы подберете, чтобы братья им воспользовались?

Дружба
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

Обсуждение вопросов в паре.

 

 

 

Подготовленный ученик читает стихотворение

 

2. Работа по теме.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание материала

УУД:
Личностные: отражение внутренней позиции обучающегося.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в способ действия.
Познавательные: преобразование практической задачи в познавательную.
Коммуникативные:
высказывание своего мнения; выслушивание мнения других, инициативное сотрудничество, коррекция и оценка действий.

 

Деятельность учителя:
1. - Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг.
- А кто может быть коллективом? (спортивные группы, трудовые, семейные, учебные). Что их объединяет?
Вывод: у группы людей общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

2.- Как вы считаете, каким коллектив должен быть?

Деятельность обучающихся:
Дают понятие словам.

Называют группы людей с общими интересами.
Составляют в тетрадях схему видов коллектива.
Отстаивают свое мнение.

- Кто читал басню Крылова И.А. «Лебедь, Щука и Рак»? О чем в ней говорится?
- Мораль басни?
- Давайте попробуем стул тянуть в разные стороны. Чего не хватает ребятам? Почему у них не было согласия? (не договорились)
Вывод: в коллективе ключевое слово - согласие, умение договариваться, понимать других людей.

Опрос по басне Крылова

 

Тянут стул в разные стороны, делают вывод.

Физическая минутка

Цель: проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка

УУД:
Личностные: важность исполнения роли хорошего ученика, важность и береж ное отношение к своему здоровью

Деятельность учителя:
Читает слова, показывает движения.
"Если есть хороший друг"
Настроение упало руки вверх
Дело валится из рук руки вниз
Но еще не все пропало грозят указательным пальцем
Если есть хороший друг хлопать в ладоши
С делом справимся вдвоем две руки в кулаке
С облегчением вздохнем вздох
Настроение поднимем руки вверх
И от пыли отряхнем отряхнуть пыль

Деятельность обучающихся:
Повторяют слова и действия.

III этап. Закрепление.

Цель : выявление пробел, формирование у обучающихся умения выделять и исправлять ошибки.

УУД:
Личностные: умение соотносить поступки, выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные: планирование определения последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата
Коммуникативные:
управление поведением партнера выражать свои мысли, работа в группе, участие в диалоге, сотрудничество
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на мероприятии.
Деятельность учителя:
1. К какому виду относится наш коллектив? Всегда ли вы понимаете друг друга? Почему?
- А что нужно для того чтобы вы понимали друг друга?
- А какими вы должны быть?
- Самое главное - ЗАХОТЕТЬ понимать других.
Деятельность обучающихся:
Отвечают на вопросы.
  2. Чтение текста в учебнике с. 65.
«Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть» (Л.Шестов)
«Чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» (М.Горький)
- А какие для этого нужны усилия?

Читают текст учебника.
Запись в тетрадь цитат, объяснение их смысла.

 

 

3. Разыгрывание ситуаций.
Учебник с. 66
- Что надо делать, чтобы сохранить дружеские отношения в коллективе?
4. Игра: «Закончи фразу»
 - Мне нравится, когда мои друзья…
- Я не люблю, когда меня…
- Мне очень приятно говорить друзьям…
- Своими друзьями я всегда…
- Я могу дружить с теми, кто…
- Со мной можно дружить, потому что…
5. Чтобы сохранить дружеские отношения в коллективе, я предлагаю вам составить правила поведения в коллективе. Защита работ.
6. Существуют еще и нормы поведения. Все вместе зачитаем с. 66.

Разыгрывают ситуации, отвечают на вопросы.
Дают ответы.
Творческая работа в группах, на листочках составляют правила поведения в коллективе, защищают свою работу.
Хором читают нормы поведения

IV этап. Рефлексия. Итог занятия.

Цель: формирование у школьников самооценку, оценить собственную коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных целей

УУД:
Личностные:
смыслообразование (уметь находить ответ на поставленный вопрос)
Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на мероприятии
Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции.
Деятельность учителя:
- Эти нормы и правила вами составленные, помогут вам учитывать индивидуальность одноклассника и реагировать на его поведение.
- Почему не следует принимать никаких решений в гневе?
- Как к тебе относятся одноклассники?
- Что в вашем понимании слово коллектив? Словарь Ожегова
Вы сегодня активно работали, плодотворно трудились. Я надеюсь - урок для вас прошел с пользой. Выберите смайликов настроения.
Д/З нарисовать Дерево дружбы коллектива 4а класса
Деятельность обучающихся:
Отвечают на вопросы.
Оценивают актуальность занятия.

 

- Я предлагаю закончить урок, встав в хоровод, взяться за руки и послушать стихотворение:

Нас в нашем классе 25.
Мы любим учиться, мечтать и играть.
Вместе ведь легче по жизни идти,
Трудности нам не страшны в пути.
Надо лишь за руки взяться всем вместе –
Ведь с коллективом жить интересней.

- Поднимите руки вверх и громко произнесите: «Один за всех и все за одного!»

Выбирают смайлики настроения.

Подготовленный ученик читает стихотворение
Подводят итог занятия.

Используемая литература

  1. Морозова В. «Я познаю мир». Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. – М.: АСТ; «Астрель», 2002.
  2. Астахов П.А «Я и семья». / . – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.
  3. .Чудакова Н. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: Филол. О-во "СЛОВО"; Эксмо, 2006. – 495 с.: ил.
  4. Шемшурина А.И. «Основы светской этики», 4 класс учебник для общеобразовательной организации, 4-е издание, М. «Просвещение», 2017.