Урок мужества. «Были вёрсты… день Победы, мы приближали, как могли!»

Разделы: Начальная школа


Цели: Воспитывать чувство патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Задачи:

  • Дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времён Великой Отечественной войны;
  • Показать важную роль каждого советского человека в приближении Дня Победы;
  • Вспомнить подвиги юных пионеров-героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • Вспомнить песни и художественные фильмы о войне;
  • Способствовать формированию патриотических чувств, любви к Родине, уважение и почтение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.

Сценарий урока мужества

На фоне звукозаписи песни «Священная война»

(композитор А.Александров, автор В.Лебедев-Кумач) ведущие начинают своё выступление.

Ведущий 1. - 22 июня 1941г. мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Учитель – Ребята, сегодня мы с вами на уроке мужества отправимся в дальнюю дорогу по городам, в которых пришлось нашим войскам нелегко. Итак, первый город – это Брест.

Ведущий 1. - Оборона Брестской крепости — оборонительные действия советского гарнизона крепости в городе Брест в июне-июле 1941 года в самом начале Великой Отечественной войны. Немецкое командование планировало захватить Брест и Брестскую крепость, расположенные на направлении главного удара группы армий «Центр», в первые часы войны.

Ученик 1.

- Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
С неба смотрят
Звёзды, не мигая,
Тонет полночь
В медленной волне…
А над Брестом
Тишина такая,
Будто мир оглох
На той войне.
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мёртвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
Трескался бетон, изнемогая,
Людям было тяжело вдвойне!..
А над Брестом тишина такая,
Что нельзя не вспомнить о войне.
Билось каждое сердце, как Брест!
Под огнём навесным перекрёстным
Враг нарвался на тысячу Брестов, —
Билось каждое сердце, как Брест!
Сердце билось,
Боль превозмогая,
Даже стены
Плавились в огне,
А над Брестом
Тишина такая,
Словно мир оглох
На той войне.
Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
И звучит, звучит
Бессмертной песней
Над землёю мирною рассвет…
Для героев, для героев Бреста,
Для героев Бреста смерти нет!
(Роберт Рождественский)

Ученик 2.

- Не раз, 
Не второй 
И не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены, а крепость - стоит.
Ну, кто там, ну, кто там остался?
Форты разбомбили дотла
И доты...А стяг не шатался,
А стяг не окутала мгла!

Убьет знаменосца осколком, 
Но стяг подымает другой. 
Полотнище алого шелка 
Пылает над Бугом-рекой.

Но кровью горячею рдели 
Все новые раны на нем. 
Ряды знаменосцев 
Редели
Под шквальным
кинжальным
огнем...

Пусть сил не хватает поправить 
Повязку и кровь утереть, 
Пока есть патроны - 
не вправе 
Никто из бойцов умереть….
А где-то колышутся вишни, 
И птицы поют на вербе... 
Патроны последние вышли, 
А самый последний -
себе.
Последний защитник свалился, 
Упал на лафет
и - замолк.

И тихо над ним опустился 
Пробитый осколками 
Шелк.
Но только земли он коснулся - 
От кожуха вспыхнул огнем 
И в дымное небо рванулся. 
А враг
налетел вороньем.

И огненный стяг сапогами 
Тупыми хотел затоптать, 
Но это высокое пламя 
Ему никогда не достать.
(Степан Гаврусев)

Ведущий 2. – Следующий город Смоленски там происходило Смоленское сражение 1941 года — оборонительные и наступательные действия советских войск в начальные период Великой Отечественной войны на центральном участке советско-германского фронта в период с 10 июля по 10 сентября 1941 года. Целью принимавших в сражении сил Западного фронта, Резервного фронта, Центрального фронта, Брянского фронта было недопущение прорыва германских войск на Москву. 

Ведущий 1. - Города сражались как люди, не уступая ни метра врагу.

Ведущий 2. - Как назывались города Советского Союза, в которых трудящиеся массово проявляли героизм и мужество в защите Родине? (Города-герои)

Ведущий 1. - Какое звание присваивается городам за отличия, проявленное жителями при защите Отечества? (Город Воинской Славы)

Ведущий 2. - А сейчас мы проверим, как вы знаете города-герои и города Воинской славы.

(Групповая работа)

1 задание. Соедините стрелками города-герои и города Воинской Славы.

города-герои

Москва 
Курск 
Ленинград 
Киев 
Орёл 
Волгоград 
Козельск 
Брест

 

города Воинской Славы

2 задание. Подпишите города-герои.

 ______________________

 ____________________

 _____________________

Ведущий 1. – Теперь переносимся в следующий город в Одессу.

Оборона Одессы — оборонительные действия советских войск по защите города Одессы в Великой Отечественной войне в период с 5 августа по 16 октября 1941 года. Оборона Одессы осуществлялась войсками Отдельной Приморской армии и частью сил Черноморского флота при поддержке населения города.

Ведущий 2. - Наша страна не ждала нападения. В эти июньские дни десятиклассники оканчивали школу, проходили выпускные балы. Выпускники строили планы на будущее, но война всё перечеркнула. Об этом ребята сейчас покажут вам спектакль.

Дети показывают спектакль «Через года, через века» (Автор Марина Давоян)

Ведущий 1. – И вот мы оказались с вами в городе Ленинграде.

Ленинградская блокада — окружение и блокирование немецкими войсками города Ленинграда в Великой Отечественной войне в 1941-1944 годах. Блокада Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). 8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы в Великой Отечественной войне Ленинграду было присвоено почетное звание город-герой.

Ведущий 2.

- Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.

Ведущий 1.

- Я говорю: нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад.

Показ слайд-шоу «Дети войны» сопровождается звукозаписью песни «Журавли»

Автор Ян Френкель, (музыка) Расул Гамзатов (слова, перевод Наума Гребнева).

Ведущий 2. - Следующий город, в котором принимали участие в сражении – это Москва.

Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, –
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!

Ведущий 1. - На протяжении всего учебного года мы с вами смотрели и обсуждали художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Сейчас мы проверим, как вы помните содержание фильмов. По содержанию текста, определите и запишите название военного фильма.

Учащиеся отвечают на вопросы. Работают в группе.

Детские фильмы о Великой Отечественной войне.

1. В этом фильме девочка Катя осталась без родителей в блокадном Ленинграде. Ей самой пришлось заботиться о себе и выживать. Во время сильной бомбежки она спасает незнакомого маленького мальчика. Тот не помнит свое имя, и Катя называет его Сережей. Она заменила ему маму.

2. В этом фильме советские разведчики-артиллеристы после очередного сражения приводят в полк мальчика Ваню Солнцева. Привязавшись к мальчугану, командир батареи решает усыновить его, однако в одном из боев погибает, и тогда полк берет на себя заботу о сироте.

3. В этом фильме действие происходит в пограничном городке в первые дни войны. Не зная, что взрослые готовятся к партизанской войне, пятеро отважных ребят решают действовать самостоятельно. В местах недавних боев мальчишки собирают оружие, чтобы освободить пленных из лагеря и взорвать склад с боеприпасами.

4. Фильм о блокадном Ленинграде, семилетнем Мишке Афанасьеве и его друзьях - брате Гене и сестренке Леночке. Выступая с концертами в госпиталях, ребята общались с героями войны, много узнавали о фронте и, конечно, верили в победу.

Ведущий 2. - В каком художественном фильме главный герой говорил такие слова?

«Кто сказал, что нужно бросить песни на войне? – После боя сердце просит музыки вдвойне!»

(Дети отвечают)

Дети зачитывают ответы: «Зимнее утро», «Сын полка», «Пятёрка отважных», «Садись рядом, Мишка!», «В бой идут одни старики».

Ведущий 1. – И вот мы добрались уже до Сталинграда.

Пусть отступать пришлось нам долго
Ценою горя и утрат
Но “ нет для нас Земли за Волгой” -
Сказал впервые Сталинград!

Ведущий 1. - Многострадальная Сталинградская земля. Сколько тебе пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать, невозможно сеять хлеб. Чего в ней было больше — металла или земли? Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России — ее величайшей победой.

Учащийся читает отрывок из романа К.Симонова «Дни и ночи»

Ведущий 2.- Разгадав ребус, вы, узнаете, о какой битве пойдёт речь? (Работа в парах)

Ведущий 1. – Перед вами, ребята следующий город – Курск.

Просмотр видео-архива «Курская битва»

Курская битва — стратегическое сражение в Великой Отечественной войне, продолжалась 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года. Операция разделяется на три части: Курскую оборонительную операцию (5-12 июля); Орловскую наступательную операцию (12 июля –18 августа), Белгородско-Харьковскую наступательную операцию (3-23 августа). 12 июля началось контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. 

Ведущий 2. - Продолжите пословицы. (Дети хором отвечают)

  • Кто за Родину горой,(тот истинный герой)
  • Если народ един, … (он непобедим)
  • Для Родины своей ни сил,… (ни жизни не жалей)
  • Войну хорошо слышать, … (да тяжело видеть)
  • Дружно за мир стоять…(войне не бывать)
  • Война-это большое болото: …(легко влезть, но трудно выбраться)
  • Мир строит, …(война разрушает)
  • Легко про воина слушать, …(да тяжело его видеть)
  • От Москвы и до Берлина…(дороженька узкая)
  • Шаг вперед – …(шаг к Победе)

Ведущий 1. – Ответьте на вопросы викторины. Время на обсуждение - 1 минута.

Викторина «Курская битва»

Вопросы:

1. Почему одна из величайших битв Великой Отечественной войны называется Курской?

2. Как называлась наступательная операция немецких войск в районе Курска, назначенная на лето 1943 г. И кто был ее автором?

3. В чём заключался оперативный план операции «Цитадель»?

4. Сколько фронтов и какие были образованы Ставкой ВГК для отражения наступления немецких войск летом 1943 г. Под Курском?

5. Когда началась и закончилась Курская битва? Сколько дней она длилась?

6. Как советское командование узнало о дате наступления немецких войск на северном фасе Курской дуги?

7. Какую новую военную технику подготовила немецкая сторона для участия в операции «Цитадель»?

Ответы:

1. Битва проходила на севере и юге Курского выступа, образованного нашими войсками в период зимнего наступления 1942-1943 годов в районе г. Курска.

2. Операция «Цитадель» и ее автор генерал-полковник Курт Цейтцлер начальник генерального штаба сухопутных войск Вермахта.

3. Сходящимися ударами с севера и юга прорвать фронт Красной Армии у основания Курского выступа, ввести в прорыв большие силы, чтобы войска группы армии «Центр» и «Юг» встретились в районе Курска и таким образом окружить, а затем и уничтожить группировку русских войск, находящуюся на территории Курского выступа.

4. Центральный, Воронежский и Степной фронты.

5. Курская битва началась 5 июля 1943 года и закончилась 23 августа 1943 года. Длилась 50 дней и ночей. 

6. Разведчиками 77-й отдельной разведывательной роты 15-й Сивашской стрелковой дивизии в ночь с 4-го на 5-е июля 1943 года был взят в плен немецкий сапер от которого узнали точную дату немецкого наступления – 5 июля в 3 часа утра.

7 . Немецкая сторона для участия в операции «Цитадель» подготовила новые типы танков: 

  • Тяжелый Т-У1 «Тигр»
  • Средний Т-У «Пантера»
  • САУ – «Фердинанд»
  • Новые высокоскоростные истребители: «Фокке-Вульф -190 А»
  • Модифицированный истребитель «Мессершмидтт - 109»
  • Штурмовик «Хеншель – 129» Усовершенствованные бомбардировщики «Хейнкель - 111», «Юнкерс - 88»

Ведущий 2. –И вот мы с вами уже добрались до следующего города – Берлин.

Битва за Берлин началась 16 апреля, и закончилась 8 мая 1945 года. По приказу Вермахта Берлин стал настоящим городом – крепостью. Каждая улица города была готова к длительным и кровопролитным боям. Немцы снимали войска с западного фронта и направляли их против Советских войск подходящих к Берлину.

Ведущий 1. - Взятие Берлина означало победу СССР в Великой Отечественной Войне, а также полную капитуляцию и падение существующего в Германии режима.

Ведущий 2. - Объявляется Минута молчания в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. - После продолжительных лет войны, 9 мая 1945 года пронеслось по всей стране: «Враг побеждён. Победа!» Это был праздник всего народа со слезами на глазах.

Звучит песня «День Победы». Исполняют все учащиеся.

Автор Давид Тухманов (музыка), Владимир Харитонов (слова)

Ведущий 1.

- День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

Ведущий 2.

- Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

4.02.2019

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306