Чтение с увлечением. Урок по литературному чтению. Тема: "В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок»". 1-й класс. Программа «Школа России»

Разделы: Начальная школа


Программа: «Школа России».

Цель: прививать любовь к чтению.

Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем; развивать любознательность, воображение, речь.

Оборудование: книги В.Сутеева, карточки с картинками, карточки с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Включение в учебную деятельность

У.: - Сколько букв мы изучили?

Д.: - 33 буквы.

У.: - Что вы можете о них сказать?

3. Речевая разминка

Чтение скороговорки: Бегают две курицы прямо на улице.

4. Актуализация знаний

У.: - Отгадайте загадку:

Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

- Что это? (Цыплёнок, птенчик, птенец)

- Что это за белый дом? (Яйцо)

- Кто мог вылупиться из яйца? (Цыплёнок, утёнок, пингвинёнок…..)

- Из букв составьте два слова. (Утёнок, цыплёнок)

- Как назвать одним словом? (Птицы)

- Что вы знаете про этих птиц? (умеет - не умеет плавать, что ест…)

5. Постановка целей и темы урока

- Придумайте название к произведению. (Утёнок и цыплёнок…)

- О чём в нём пойдёт речь? (О птицах, о дружбе….)

6. Работа по теме урока

Чтение с остановками

- Запомните наши прогнозы и приготовьтесь внимательно слушать.

Вылупился из яйца Утёнок.

- Судя по началу произведения - это рассказ или сказка?

— Я вылупился! — сказал он.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

- А теперь вам понятно, что это? (Сказка)

— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок,

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

Я иду гулять, — сказал Утёнок.

Я тоже, — сказал Цыплёнок.

- Почему цыплёнок так говорил? (Всё повторял, не было своего мнения.)

— Я рою ямку, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я нашёл червяка, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я поймал бабочку, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я не боюсь лягушку, — сказал Утёнок.

— Я то… тоже… — прошептал Цыплёнок.

- Почему цыплёнок говорил, заикаясь? (Боялся)

— Я хочу купаться, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

- Что случится дальше? (Утонет…)

— Я плаваю, — сказал Утенок.

— Я тоже! — крикнул Цыплёнок.

— Спасите!..

- Как поступит утёнок? (Спасёт.)

— Держись! — крикнул Утёнок.

— Буль-буль-буль… — сказал Цыплёнок.

Вытащил Утёнок Цыплёнка.

— Я иду ещё купаться, — сказал Утёнок.

- Как поступит цыплёнок?

— А я — нет, — сказал Цыплёнок.

Физкультминутка

Цапля

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Продолжение работы по теме урока

- Понравилась вам сказка?

- Вспомните, как вы назвали сказку. (...)

- Проверим, совпадает ли название.

- Кто автор сказки?

Владимир Григорьевич Сутеев (1903–1993)

Владимир Григорьевич Сутеев –детский писатель, художник. Родился 5 июля 1903 года в Москве в семье врача. Отец Владимира Григорьевича был одарённым человеком, его увлечение исскуством передалось и сыну.

 С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически сотрудничал в журналах "Пионер", "Мурзилка", "Дружные ребята", "Искорка", в газете "Пионерская правда". С 1923 года иллюстрировал книги для детей. Среди самых известных его работ - иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака. С 1936 года Владимир Сутеев работал режиссёром на киностудии "Союзмультфильм". В 1941 году, перед тем как уйти на фронт, он закончил работу над "Мухой-Цикотухой" по произведению Чуковского. По сценариям В.Сутеева поставлены мультфильмы "Когда зажигаются ёлки", "Кораблик", "Петя и Красная Шапочка", "Кто сказал мяу?", "Кот - рыболов", "Хвосты", "Мы ищем Кляксу", "Мешок яблок", "Дед Мороз и Серый волк".

В 1952 году в издательстве вышла первая книжка ("Две сказки про карандаш и краски"), где В.Г.Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель.

 С тех пор издано немало сутеевских книг: "Это что за птица?", "Под грибом", "Мешок яблок", "Цыплёнок и утёнок", "Кто сказал "мяу"?", "Палочка-выручалочка". В.Г.Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки Чуковского, "Усатый-полосатый" С.Маршака, "Дядя Стёпа" С.Михалкова.

 Искусство В.Г.Сутеева обращено к самым маленьким читателям и зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке.
 Остроумные, весёлые, добрые книжки Владимира Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии.

- Чему учит сказка?

Составление картинного плана

- Разложите картинки в правильном порядке. (Работа в группе)

 

- Внизу подклейте текст к картинке.

- Прочитайте, что получилось.

- Как понимаете смысл слова «вылупился»? (Проклюнулся, появился…)

- Прочитайте текст с картинками.

Вылупился из яйца .

— Я вылупился! — сказал он.

— Я тоже, — сказал .
— Я хочу с тобой дружить, — сказал ,

— Я тоже, — сказал .

Я иду гулять, — сказал .

Я тоже, — сказал .
— Я рою ямку, — сказал .

— Я тоже, — сказал .

— Я нашёл , — сказал .

— Я тоже, — сказал .

— Я поймал, — сказал .

— Я тоже, — сказал .

— Я не боюсь , — сказал .

— Я то… тоже… — прошептал .

— Я хочу купаться, — сказал .

— Я тоже, — сказал .

— Я плаваю, — сказал .

— Я тоже! — крикнул .

— Спасите!..

— Держись! — крикнул .

— Буль-буль-буль… — сказал .

Вытащил .
— Я иду ещё купаться, — сказал .
— А я — нет, — сказал .

- Молодцы! Справились с заданием, поработали с информацией.

9. Подведение итогов

У.: - Понравился вам урок?

- Что особенно понравилось на уроке?

10. Рефлексия

- Посмотрите на выставку книг В.Сутеева. Хочется вам их прочитать?

- Вы можете выбрать себе для чтения любую книгу и прочитать её. После этого мы проведём викторину.

12.02.2019