Формирование словообразовательных навыков притяжательных прилагательных посредством дидактических игр у старших дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Одним из показателей полноценного речевого развития является грамматическая правильность речи, высокий уровень владения словообразовательными навыками. Для детей, имеющих такой сложный дефект, как общее недоразвитие речи, формирование грамматического строя, а именно словообразования, считается особенно важным, так как от того, насколько правильно и своевременно будут сформированы навыки словообразования, зависит успешность обучения ребёнка в школе, его социальная адаптация в обществе.

Об актуальности развития словообразовательных процессов говорит тот факт, что этот процесс тесно связан с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение лексики и синтаксиса речи. Этот процесс основывается также на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.

Развитие процессов словообразования способствует совершенствованию фонематического слуха, недостаточное овладение словообразовательными навыками приводит к большому количеству орфографических и специфических ошибок, которые носят стойкий и постоянный характер.

Работа по формированию словообразования - необходимая составляющая профилактической работы по предупреждению специфических ошибок устной и письменной речи. Учитывая важность и актуальность проблемы формирования словообразовательных навыков, в частности, навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников старшего возраста с ОНР, мы начинали свою работу по формированию словообразовательных процессов с определения начальных уровней развития словообразовательных процессов, используя следующие критерии оценки:

1. Принятие словообразовательной задачи;

2. Умение на слух выделять и узнавать словообразовательные аффиксы;

3. Умение образовывать производные слова от производящей основы;

4. Умение делать правильный выбор производящей основы;

5. Умение находить словообразовательный аффикс, соответствующий заданной модели слова;

6. Соблюдение формальных условий организации звуковой, слоговой структуры слова;

7. Принятие игровых правил, эмоциональность в игре;

8. Умение действовать по словесному указанию взрослого;

 9. Умение планировать свою деятельность.

Данные исследования продемонстрировали преобладание низкого уровня сформированности словообразовательных процессов притяжательных прилагательных по отношению к другим уровням. Соотношение было таким:

  • средний уровень – 46 %,
  • низкий уровень – 54 %.

Наличие низкого начального уровня сформированности словообразовательных навыков притяжательных прилагательных мы объясняем следующими факторами:

  1. Дети не всегда принимали словообразовательные задачи;
  2. Дети не адаптированы к выполнению словообразовательных задач, даже при наличии внутреннего желания у них нет достаточного лексического объёма знаний, навыков, необходимых для создания новых моделей слова;
  3. У детей не сформирован навык выделения и узнавания словообразовательных аффиксов, умение соотносить словообразовательный аффикс с заданной моделью слова;
  4. Дети испытывают существенные трудности словообразования, проявляющиеся в наличии большого количества ненормативных словообразований, у них наблюдается значительное количество неправильных (окказиональных) форм словообразования, проявляющиеся в заменах, наложении суффиксов;
  5.  Старшие дошкольники не всегда умеют образовывать производные слова от производящей основы, не всегда делают правильный выбор производящей основы, что проявляется в заменах семантически близкими словами, словообразовательными неологизмами, однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции;
  6.  У детей не сформирована система даже продуктивных словообразовательных моделей (наличие окказиональных словообразований производных слов даже с продуктивными суффиксами)
  7.  У старших дошкольников с ОНР не сформирована система словообразовательных моделей, нарушен процесс комбинирования морфем.

 В целом, можно сказать, что у дошкольников с ОНР наблюдается существенное снижение возможностей в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление не только лексической системы языка, но и всего словообразовательного уровня языковой способности и, как следствие, речевого развития в целом.

Причина этого в ограниченности объёма словаря, в несформированности семантических полей, отсутствии опыта формирования словообразовательных моделей, низкой готовности к проведению словообразовательных операций, снижении речевой мотивации, недостаточной сформированности речемыслительной деятельности.
Логопедическую работу, направленную на формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных, условно можно разделить на три этапа.

Содержание первого этапа.

  • Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-.

Содержание второго этапа.

  • Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -И- без чередования (лисий)

Содержание третьего этапа логопедической работы.

  • Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -И- с чередованием (волчий).

Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учётом поэтапного формирования речевых умения (первоначально - на основе наглядно – образного мышления, далее - в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане), на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности, перехода от импрессивной речи к экспрессивной речи, постепенного усложнения характера заданий и речевого материала.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (суффиксом) по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразовательными аффиксами одного значения;

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом;

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы);

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса;

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы;

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы);

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

Одно из ведущих мест при совершенствовании словообразовательного уровня занимает сравнение, при этом оно осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию.

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс

Одним из ведущих методов, используемых при работе над формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных, является дидактическая игра. Игра для ребёнка – это мощная сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает огромное влияние на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включённого в неё, определённой способности к коммуникации.

Дидактические игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению, обеспечивают многократное повторение ими речевого материала, тренируют детей в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Широко используются дидактические игры в работе при формировании словообразовательных процессов. Доступность, наглядность и заинтересованность делают дидактические игры важной частью в системе коррекционной работы, направленной на совершенствование словообразовательных навыков. Именно в них дети с ОНР успешнее и легче усваивают те или иные словообразовательные модели, формируют обобщающее значение морфемы, учатся сравнивать слова, находя общие и отличительные «частички».

Дидактические игры создают благоприятную обстановку для усвоения материала, дают возможность в игровой форме многократно упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Использование дидактических игр делает речь ребенка более яркой, выразительной, насыщенной существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Благодаря дидактическим играм, способствующим формированию словообразовательных процессов, существенно расширяется и обогащается словарный запас детей с ОНР, совершенствуются связная речь и фонематический слух, развивается умение подбирать родственные слова, что является необходимым условием при подготовке ребёнка к школе.

Коррекционно-логопедическая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр, в игровой деятельности, доступной для детей. При работе над формированием словообразовательных умений притяжательных прилагательных используются разнообразные методы и приемы. Это дидактические игры, образец речи педагога, указание, мотивировка учебного задания, исправление, подсказ, сопряжённая, отражённая речь, словесные упражнения, подсказывающие вопросы, загадки, сказки, сравнение, материализованные опоры, дидактические упражнения. Также мы внедряли нетрадиционные формы и методы, а именно, использование специальных упражнений, наглядно демонстрирующих словообразовательные отношения на основе материализованных опор, стимулирование детей к словообразовательной деятельности, создание ситуаций, побуждающих к творческим процессам. При формировании словообразовательных умений активно использовался такой приём, как образец речи педагога, когда особенно подчёркнуто произносились затрудняющие детей слова. Если ошибка была устойчива и ребёнок не «слышал правильной формы», педагог использовал сопряжённую и отражённую речь.

В ходе формирования словообразовательных процессов создавалась ситуация успеха в игровой деятельности. Это служило базой для развития интереса и стремления к созданию новых моделей слов.

Для преодоления низкого уровня сформированности словообразовательных моделей притяжательных прилагательных нами была разработана система занятий с использованием дидактических игр.

Был подобран комплекс дидактических игр для формирования словообразовательных моделей притяжательных прилагательных . Он включал в себя следующие дидактические игры:

Задание №1

Дидактическая игра: «Угадай, кто хозяин?»

Дидактическая задача: учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ИН-.

Игровое действие: перешагивать в следующую клеточку, кто не может назвать, остаётся на месте.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Чей это? Чья это?». «Сумка мамы - чья это сумка? - мамина сумка. Сумка папы - чья это сумка? - папина сумка».

Сравните два слова («папина - мамина»). О чём говорят эти слова? (о том, что предмет принадлежит папе или маме). Что общего по звучанию в этих словах? (логопед произносит ещё раз эти слова, выделяя голосом суффикс -ИН-). Аналогичная работа со словами: газета папы, очки бабушки, книга дедушки и т.д.

Делается вывод: общая часть в этих словах -ИН-.

К игре дети проявили заметный интерес. Несмотря на сложность для детей с ОНР этого задания, большинство детей при ответах допускали незначительное число ошибок (3-4), образовывали прилагательные с учётом основы мотивирующего слова, без нарушения акцентуации.

Слава К., Полина Г., Саша Д., Настя З., Влад Б. почти всегда правильно образовывали притяжательные прилагательные с помощью суффиксов.

Задание №2

Дидактическая игра: «Чьи хвосты?»

Дидактическая задача: учить детей образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -И- без чередования.

Игровое действие: прослушивание сказки, нахождение хвостов.

Материал: изображения диких и домашних животных без хвостов, их хвосты.

Ход игры

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им).

Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост? « Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий) Белка нашла свой хвост. А под дуплом лежит коричневый хвост медведя.

- Чей это хвост? (Медвежий)

Дадим медведю его хвост.

В чаще леса нашёлся хвост волка.

- Чей это хвост? (Волчий)

А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы.

- Чей это хвост? (Лисий)

А на пенёчке - тоненький, маленький хвостик мышки.

- Чей это хвостик? (Мышиный)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

  • Хвост собаки – собачий.
  • Хвост кошки – кошачий.
  • Хвост коровы – коровий.
  • Хвост лошади – лошадиный.
  • Хвост быка – бычиный.
  • Хвост козы – козий.
  • Хвост барана – бараний.
  • Хвост овцы – овечий.

Прослушав сказку и задав по её содержанию вопросы, педагог предлагает детям сравнить слова («лисий - беличий») интонационно выделяя суффикс -И-, и спрашивает: «Что общего в этих словах по звучанию?». Аналогично сравниваются слова («козий – бараний»).

Делается вывод, что общая «частичка» -И-.

Прослушивание сказки вызвало у детей большой эмоциональный подъём.

Они с увлечённостью помогали животным искать свои хвосты. Саша Д., слава К., Юля К., не испытывали трудности при образовании притяжательных прилагательных, правильно использовали производную основу слова, верно подбирали словообразующий аффикс, соблюдали правило акцентуации. Никита С., Полина Г., Вика М. лишь иногда при образовании притяжательных прилагательных использовали синонимичные суффиксы, замены суффиксов («лисовый хвост») (2-3 ошибки).

Задание №3

Дидактическая игра: «Рассеянный ученик»

Дидактическая задача: учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -И- с чередованием.

Игровое действие: кто неправильно подбёрёт хвост, платит фант, затем отыгрывает его в конце игры.

Материал: картинки с изображением животных без хвостов и их хвосты.

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать историю о рассеянном ученике, который выполняя домашнее задание, всё перепутал.

Он нарисовал животных, перепутав им хвосты.

Детям демонстрируются картинки с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает исправить ошибки и говорит: «Это волк, но у него хвост заячий, а должен быть волчий». Далее педагог предлагает сравнить два слова (заячий – волчий), выделяя голосом суффикс -И-, и определить общую часть в этих словах и «частичку», которой они отличаются. Делается вывод, что слова отличаются «частичкой» -И-. Аналогичная сравнение слов (беличий – медвежий, бычий – собачий, бараний – олений).

Дети с удовольствием играли в эту игру, проявляя интерес и активность. Большинство детей (Влад Б., Саша Д., Слава К., Полина Г., Настя З.) правильно образовывали притяжательные прилагательные. Другая группа детей (Эля Ж., Вика М., Аня Б., Ксюша Л.) были также внимательны и сосредоточены при образовании данной модели слова, лишь иногда заменяли суффикс на суффикс другого значения («волчиный хвост»). В целом у детей значительно увеличилась способность к образованию данной словообразовательной модели, так как ошибок стало заметно меньше.

Таким образом, дидактические игры способствовали заметному повышению уровня овладения словообразовательными операциями, дети научились:

1. Составлять производные слова по знакомым словообразовательным моделям;

2. Понимать обобщающее значение словообразовательных морфем;

3. Сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять в них похожие и различительные компоненты (на слух и графически);

4. Подбирать словообразующий аффикс с учётом модели слова;

5. Образовывать производные слова с учётом производящей основы.

Словообразовательный уровень притяжательных прилагательных заметно возрос. Дети научились образовывать притяжательные прилагательные по данным словообразовательным моделям. При образовании производных слов дети использовали как продуктивные, так и непродуктивные аффиксы.

Развитие словообразовательных навыков посредством дидактических игр способствует обогащению словарного запаса дошкольников за счёт производных слов, овладению грамматической системой языка, созданию предпосылок для орфографически – правильного письма.

Подобранная серия дидактических игр эффективно помогла в формировании словообразовательных навыков притяжательных прилагательных у дошкольников старшего возраста с ОНР, в результате проведённого исследования преобладающим уровнем сформированности словообразовательных процессов притяжательных прилагательных стал - высокий уровень (он составил 47%).

Дошкольники с ОНР стали более раскрепощёнными и свободными в выборе структурных единиц речевой коммуникации, у них сформировались чуткость и интерес к слову, к изменениям, вносимым различными аффиксами, развиты навыки анализа и синтеза морфологического состава слова. Владение высоким уровнем сформированности навыков словообразования делает жизнь ребёнка более интересной, яркой и многогранной, так как способствует развитию полноценной речевой коммуникации.

Высокий уровень овладения словообразовательными операциями подготавливает благодатную почву для успешного обучения в школе, делает процесс обучения ребёнка более осмысленным и доступным, способствует эффективному усвоению учебного материала по русскому языку.

_______________

Комментарии к презентации «Притяжательные прилагательные»

Слайд №2

1. Логопед: «Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение, вы добры и внимательны друг к другу.

Вы стали взрослыми и самостоятельными, много знаете и умеете, а ещё я знаю, что  вы любите путешествовать и поэтому предлагаю вам  отправиться в гости к одному животному, а какому, вы догадаетесь, если посмотрите на эти картинки. (показ предметных картинок).

2. Введение в тему. Актуализация имеющихся знаний.

а) Показ детям картинок с изображением -
- рыжего  хвоста
- вытянутой мордочки
- хитрых глаз
- сильных лап
- рыжей, пушистой шерсти. Так кто же это?

Слайд №3

Скажите, где живёт живая лиса?

А где живёт сказочная лиса? (в мультфильмах, в сказках, в книгах)

Да, лиса живет и на страницах наших добрых книг. И у нас в саду есть такая книга. Давайте её посмотрим! Только книга закрыта на замок. Попробуем его открыть!

Слайд №4

Игра: «Замок». Развитие мелкой моторики.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли. (Дети вместе с педагогом открывают книгу)

Слайд №5

Логопед: «Посмотрите, какая лиса красивая и нарядная, как вы думаете, почему?» (у лисы хорошее настроение, лиса ходила в гости, у лисы сегодня день рождения и т.д.)

Игра: «Кто пришёл к лисе?»

Логопед: Да, у лисы сегодня день рождения. Пригласила она гостей. Кто пришел к лисе? (зайчиха с зайчатами, медведица с медвежатами, ежиха с ежатами, белка с бельчатами).

Слайд №6

Игра: «Кого чем угостим?»

Приготовила лиса угощение для гостей, да только не знает, кого чем угостить. Давайте ей поможем!

Ответы детей: (Морковь мы дадим зайчихе с зайчатами, мёд – медведице с медвежатами.)

Слайд №7

Игра: «Кого чем угостим?»

Дадим  шишку – белке с бельчатами яблоко - ежихе с ежатами.

Слайд №8

Скучно стало гостям, и лиса предложила поиграть в игру «Лесные шахматы».

Детям предлагаются карточки с номером ряда и номером картинки в ряду. (например 2, 3)

Ребёнок находит картинку и говорит, где она находится - между или под (над) чем (например, медвежьи лапы находятся между лисьими и заячьими лапами).

Слайд №9

Игра: «Где чей домик?»

Вдруг пошёл сильный дождь, и звери стали разбегаться по своим домам.

Куда побежала белка с бельчатами? (в дупло)

Куда побежала зайчиха с зайчатами? (под кустик)

Слайд №10

Игра: «Где чей домик?»

Куда побежала медведица с медвежатами? (в берлогу)

Куда побежала ежиха с ежатами? (в норку)

Слайд №11

Игра: «Что напутал художник?»

И лисе стало скучно, решила она отправиться на прогулку. А так как у неё день рождения, захотела она сфотографироваться.

И посмотрите, какие фотографии сделал художник?

Ответы детей:

  • «У лисы лапы не медвежьи, а лисьи».
  • «У лисы уши не заячьи, а лисьи».
  • «У лисы хвост не беличий, а лисий».
  • «У лисы шерсть не заячья, а лисья» и т.д.

Слайды №12, 13, 14

Динамическая пауза

Представьте себе, что вы маленькие лисятки.

Покажите, как лисята спят, потягиваются, сладко зевают, делают зарядку, кушают, чистят зубы, бегают …

Слайд №15

Дидактическая игра: «Встреча с заколдованными животными»

Повстречались лисе странные, заколдованные животные. Попросили они о помощи - расколдовать их. Для этого нужно правильно назвать части животного.  Давайте им поможем!

Слайд №16

Игра: «Телепередача»

Но наша лисичка продолжает свою прогулку. Сейчас она попала на телепередачу и будет давать интервью, а вы - задавать вопросы.

Вопросы детей:

- Лисичка, чем ты питаешься?
- Лисичка, зачем тебе тёплая шерсть?
- Зачем тебе длинный, пушистый хвост?
- Зачем тебе сильные лапы?
- С кем ты больше всего дружишь?
- Какой подарок ты бы хотела получить на день рождения? и т.д.

Слайд №17

Игра: «Пожелания»

Все поздравили лисичку, давайте и мы её поздравим!

Подарим ей частичку своего тепла, своей души и что-нибудь пожелаем. Дети становятся в круг и говорят свои пожелания.

- Я желаю, чтобы охота лисы всегда была удачной
- Я желаю, чтобы у лисички всегда было хорошее, весёлое настроение.
-  Я желаю, чтобы лисятки у лисы росли послушными и заботливыми и т.д.
-  Я желаю, чтобы лиса никогда не болела и т.д.

Слайд №18

Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, что это не последняя наша встреча со сказочными героями, и нас ждут ещё интересные задания и приключения.

Спасибо вам большое!

6.02.2019

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306