Тест по биологии. Тема: «Опора и движение». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2011.

Тест предназначен для учащихся 8 класса.

Спецификация

  • педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела «Опора и движение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях;
  • содержание теста – биология человека, 8-й класс, раздел «Опора и движение», 8 ч;
  • исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: Программа основного общего образования по биологии. 8-й класс. Базовый уровень / Автор: Н.И.Сонин / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5-й класс. Биология. 6-11-й классы. – М.: Дрофа, 2005;
  • учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию: Сонин Н.И. Биология. 8-й кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М. Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 216 с.;
  • применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный тест;
  • элементы содержания предмета, включенный в тест, - согласно Программе;
  • требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень;
  • соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний – 93 % тестовых заданий ориентированы на фактуальные биологические знания и 100 % - на репродуктивный уровень усвоения;
  • средний уровень трудности заданий – 52 %;
  • структура теста – расположение заданий согласно логике предмета и Программе;
  • доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;
  • форма предъявления – бланковые тесты;
  • инструкции к испытуемым – в тесте;
  • количество вариантов теста – 2;
  • количество заданий в варианте теста -15;
  • количество форм заданий в варианте теста – 3: часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных; часть В – два закрытых тестовых задания множественного выбора нескольких ответов; одно открытое задание на установление соответствия;
  • форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0 / 1);
  • общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 30 мин (1-2 мин на выполнение одного задания);
  • критерии оценки:
    • правильное выполнение 90-100 % заданий теста – отметка «5»,
    • правильное выполнение 89-75 % заданий теста – отметка «4»,
    • правильное выполнение 74-50 % заданий теста – отметка «3»,
    • правильное выполнение 49 % и менее заданий теста – отметка «2».

План теста тематического контроля по теме «Опора и движение» с указанием содержательно-деятельностных характеристик заданий.

№ задания в тесте

Элемент содержания

Уровень знаний

Время выполнения, мин

Ориентировочная трудность задания, %

Виды знаний

А1

Строение скелета человека

1

1

80

1

А2

Строение костей

1

2

40

1

А3

Строение скелета человека

1

2

50

1

А4

Строение скелета человека

1

1

50

1

А5

Типы соединения костей

1

1

80

1

А6

Строение скелета человека

1

2

30

1

А7

Форма костей

1

1

50

1

А8

Строение скелета человека

1

3

20

5

А9

Строение скелета человека

1

2

40

1

А10

Строение скелетных мышц

1

2

40

1

А11

Работа скелетных мышц

1

1

70

1

А12

Работа скелетных мышц

1

1

90

1

В1

Форма костей

1

3

50

1

В2

Формирование системы опоры и движения

1

3

50

1

В3

Типы соединения костей

1

5

40

1

 

Итого

 

30 мин

 

 

Примечание.

Уровни контролирования знаний:

1 – воспроизведение, цитирование;

2 – решение по образцу, реализация стандартного алгоритма;

3 – творческий уровень применения знаний (перенос знаний, сравнение, классификация).

Виды контролируемых биологических знаний:

1 – фактуальные знания;

2 – классификационные знания;

3 – алгоритмические знания;

4 – причинно-следственные знания;

5 – сравнительные знания;

6 – системные знания.

Тест тематического контроля по теме «Опора и движение»

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 30 мин. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного.

1 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1. Опорно-двигательный аппарат представлен

  1. Костной системой
  2. Совокупностью твердых тканей, служащих опорой и защитой
  3. Костной и мышечной системами
  4. Мышечной системой

А2. Рост костей в толщину происходит благодаря делению клеток расположенных в области

  1. Желтого костного мозга
  2. Надкостницы
  3. Компактного вещества кости
  4. Губчатого вещества кости

А3. Скелет человека включает около

  1. 150 костей
  2. 200 костей
  3. 250 костей
  4. 300 костей

А4. Скелет плечевого пояса человека образуют

  1. Ключица и лопатка
  2. Локтевая и лучевые кости
  3. Плечо и предплечье
  4. Грудина и ребра

А5. Неподвижно соединены между собой

  1. Плечевая и локтевые кости
  2. Теменная и височные кости
  3. Бедренная и большая берцовая кости
  4. Грудина и ребра

А6. Парными костями черепа являются

  1. Лобные и височные кости
  2. Височные и теменные
  3. Теменные и лобные
  4. Только теменные

А7. К трубчатым костям относят

  1. Ребро
  2. Лучевую кость
  3. Теменную кость
  4. Позвонки

А8. Грудную клетку образуют

  1. 12 пар рёбер, грудина
  2. Грудина, грудной отдел позвоночника
  3. 12 пар рёбер, грудной отдел позвоночника, грудина
  4. 10 пар рёбер, грудной отдел позвоночника, грудина

А9. Скелет свободной нижней конечности состоит из

  1. Подвдошной, бедренной, большой берцовой, костей стопы
  2. Тазовой, бедренной, большой и малой берцовой, костей стопы
  3. Бедренной, большой и малой берцовой, костей стопы
  4. Большой и малой берцовой, костей стопы

А10. К мышцам верхней конечности относится

  1. Прямая
  2. Дельтовидная
  3. Икроножная
  4. Портняжная

А11. Мышцами-антогонистами называются мышцы,

  1. Прикрепляющиеся к разным костям
  2. Производящие движение в одном направлении
  3. Производящие движения в противоположных направлениях
  4. Производящие движения и в одном, и в разных направлениях

А12. Пример динамической работы – это

  1. Удержание поднятой штанги
  2. Ожидание автобуса на остановке
  3. Чтение книги за письменным столом
  4. Бег на длинную дистанцию

Часть В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Трубчатыми костями являются

  1. Грудина
  2. Ребро
  3. Плечевая кость
  4. Бедренная кость
  5. Лопатка
  6. Лучевая кость

В2 Неправильная осанка может привести к:

  1. Искривлению позвоночника
  2. Нарушению строения суставов верхних конечностей
  3. Смещению внутренних органов
  4. Нарушению функции костного мозга
  5. Изменению химического состава костей
  6. Нарушению кровоснабжения органов

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между костями и типом их соединения.

КОСТИ

ТИП СОЕДИНЕНИЯ

А) позвонки в позвоночнике

1) неподвижное

Б) тазовые кости и крестец

2) полуподвижное

В) фаланги пальцев

3) подвижное

Г) лобная и теменная кости

 

Д) верхнечелюстные и скуловые кости

 

Е) ребра и грудина

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Тест тематического контроля по теме «Опора и движение»

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 30 мин. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного.

2 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1. С возрастом позвонки срастаются в отделе

  1. Шейном
  2. Грудном
  3. Поясничном
  4. Крестцовом

А2. Рост костей в длину осуществляется за счёт

  1. Деления клеток внутреннего слоя надкостницы
  2. Деления хрящевых клеток
  3. Деления остеоцитов
  4. Деления компактного вещества кости

А3. В позвоночнике человека число позвонков равно

  1. 31
  2. 32
  3. 33-34
  4. 35

А4. Ключица входит в состав

  1. Пояса верхней конечности
  2. Свободной нижней конечности
  3. Свободной верхней конечности
  4. Пояса нижней конечности

А5. Подвижно соединены кости скелета

  1. Тазовые кости
  2. Ребра грудной клетки
  3. Кости фаланг пальцев
  4. Кости мозгового отдела черепа

А6. К непарным костям черепа является

  1. Лобная
  2. Теменная
  3. Височная
  4. Скуловая

А7. Кости фаланг пальцев – это

  1. Трубчатые кости
  2. Губчатые кости
  3. Смешанные кости
  4. Плоские кости

А8. С грудиной непосредственно соединяются

  1. 7 пар рёбер
  2. 9 пар рёбер
  3. 10 пар рёбер
  4. 12 пар рёбер

А9 Скелет свободной верхней конечности состоит из

  1. Лопаточной, плечевой, лучевой, локтевой, костей кисти
  2. Плечевой, лучевой, локтевой, костей кисти
  3. Лучевой, локтевой, костей кисти
  4. Локтевой, костей кисти

А10. К мышцам нижних конечностей относятся

  1. Двуглавые
  2. Трехглавые
  3. Икроножные
  4. Зубчатые

А11. Мышцами-синергистами называются мышцы,

  1. Прикрепляющиеся к разным костям
  2. Производящие движение в одном направлении
  3. Производящие движения в противоположных направлениях
  4. Производящие движения и в одном, и в разных направлениях

А12. Снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы или при большой нагрузке называют

  1. Замедлением
  2. Утомлением
  3. Усталостью
  4. Торможением

Часть В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Плоскими костями являются

  1. Грудина
  2. Ребро
  3. Плечевая кость
  4. Бедренная кость
  5. Лопатка
  6. Лучевая кость

В2. К плоскостопию может привести:

  1. Неправильно подобранная обувь
  2. Занятия спортом
  3. Избыточная масса тела
  4. Длительное хождение или стояние
  5. Обувь, подобранная по ноге
  6. Недостаточная масса тела

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между костями и типом их соединения.

КОСТИ

 ТИП СОЕДИНЕНИЯ

А) позвонки копчика

 1) неподвижное

Б) тазовая и бедренная кости

 2) полуподвижное

В) ребра и грудина

 3) подвижное

Г) височная и теменная кости

 

Д) верхнечелюстные и скуловые кости

 

Е) плечевая и локтевая кость

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответы к заданиям

Часть А

№ варианта

Номера заданий

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

1

3

2

2

1

2

2

2

3

3

2

3

4

2

4

2

3

1

3

1

1

1

2

3

2

2

Часть В

№ варианта

Номера заданий

В1

В2

В3

1

346

136

А2Б1В3Г1Д1Е2

2

125

134

А1Б3В2Г1Д1Е3