Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (4 года). Адаптация к дошкольному учреждению (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Создание условий психолого-педагогической поддержки ребенка 4-х лет, направленных на активизацию коммуникативных, эмоциональных, личностных ресурсов в период адаптации.

Задачи:

  • Помочь адаптироваться в социальной среде группы ребенку, у которого отсутствует опыт коллективного взаимодействия со сверстниками в дошкольной группе.
  • Повысить профессиональную компетенцию воспитателей с учетом работы ребенка с тревожными и агрессивными эмоционально-поведенческими реакциями.
  • Способствовать снятию эмоциональных зажимов.
  • Побуждать к проявлению активности и интереса во время игровой деятельности со сверстниками.
  • Предупреждать агрессивные действия у ребенка в общении с детьми.

План работы с проблемой включает:

  • Изучение параметров в развитии ребенка.
  • Работа с детьми и воспитателями в группе по адаптации ребенка.
  •  Согласование с родителями поэтапных действий, обеспечивающих профилактику эмоциональных расстройств у ребенка при расставании в детском саду.
  •  Составление индивидуального плана развивающей и профилактической деятельности с ребенком.

Краткое описание методов коррекционной, развивающей, профилактической работы

Психолого-педагогические методы, применяемые в индивидуальной работе игры с песком, игры с дидактическим оборудованием «Парашют», коммуникативные игры использовались в чередовании: четные недели - коммуникативные и двигательные игры с парашютом; нечетные недели: игры с песком.

Коммуникативные игры используются со всей группой, игры с песком индивидуально и в подгрупповой деятельности, игры с парашютом в подгруппе детей.

За основу организации деятельности взяты методические рекомендации Л.Н.Баряевой:

  • «Коммуникативные и двигательные игры с использованиеи игрового атрибута цветной «Парашют», автор Л.Н.Баряева.
  • «Организация и проведение игр с песком, бумагой, броссовым материалом направленные на снятие эмоционального напряжения у ребенка, развитие мелкой моторики», автор Л.Н.Баряева.
  • Элементы дидактических приемов методики, М.Монтессори.

Краткое описание игровых встреч

1-я встреча «Веселая сороконожка»

Цель: развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, внимания. Включается веселая музыка. В игре участвует 6 детей. Участники должны стоять друг за другом, расположив руки на плечи ребенка. Первый игрок оказывается ведущим, он направляет движение «сороконожки». Взрослый регулирует движение «сороконожки» при помощи темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, задачи усложняются импровизацией движений.

2-я встреча «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры. Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, в песочнице спрятана отгадка. Ребенок ищет в песке предмет, являющийся ответом на загадки.

«Что на свете не бывает»

Цель: Развитие умения представлять и находить предметы по их словесному описанию.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Ребенок со взрослым вместе сочиняют сказку.

3-я встреча. «Карусель» (используется дидактическое оборудование «Парашют»)

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать чувство сопричастности к игровому взаимодействию.

Описание игры: Расстелить парашют на полу, растянуть по всей окружности. Дети берутся одной рукой (сначала левой, потом правой) за край парашюта и вместе с педагогом-психологом двигаются по кругу произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели. - дети идут на носочках медленно
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. - затем темп нарастает и переходит в бег
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите. - дети постепенно останавливаются
Раз, два, раз, два –
Повернулась детвора. - делают поворот и берутся другой рукой за парашют; направление движения меняется
Раз, два, раз, два –
Вот и кончилась игра. - Повтор 2-4 раза и игра заканчивается

4-я встреча «Цветные заборчики»

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Стимульный материал: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

Ход игры. На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

5-я встреча Игра «Пустое место». Парашют

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Описание игры: дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук.

Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: "Кто пришел?" Ведущий называет свое имя и продолжает:

 Ты стоишь ко мне спиной
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у парашюта. Повтор 3-4 раза.

6-я встреча «Во саду, ли в огороде»

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Стимульный материал: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

7-я встреча «Море волнуется раз….», парашют

Цель: развивать мелкую и среднюю моторику, слуховое внимание, координацию, совершенствовать выдержку.

Описание игры: взять парашют двумя руками за края, и сворачивать его работая пальцами. На счет раз - работать в лучезапястном суставе (мелкая волна). На счет два - сгибаем руки в локтях (крупная волна). На счет три - поднимаем руки вверх, образуется купол. На счет четыре - руки заводим за себя, приседаем на корточки и зажимаем парашют под коленями. На счет пять - встаем. Повторять 2-3 раза.

8-я встреча «Послушные ладошки»

Стимульный материал: пуговицы, бумага, орехи, пластмассовые шарики.

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения.

1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

2. Разрывание бумаги.

3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

9-я встреча «Дельфин». Парашют

Цель: способствовать развитию способности представлять сюжет, выполнять движения на расслабление.

Предварительно рассматривается иллюстрация с морскими обитателями.

  • «Жил да был один дельфин» - ладони сложены перед грудью, плавные движения рук в левую, в правую сторону.
  • «Два конька дружили с ним» - ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх-вниз.
  • «Приплывали к ним киты и акулы, и моржи» - руки сложены накрест, взмахи ладонями.
  • «Они учили их считать» - сжимаем-разжимаем кулаки.
  • «Раз, два, три, четыре, пять» - загибаем пальчики, начиная с большого. Повторить 2 раза.

Релаксация.

Лечь спиной на парашют, закрыть глаза, руки опустить вдоль туловища. Спокойное дыхание через нос. Прослушивание музыкальной композиции. Открыть глаза, потянуться. Сесть, руки в замке поднять вверх и еще раз потянуться. Встать, похлопать в ладоши.

10-я встреча « Машина и камешки»

Цель: развивать у детей желание рисовать на песке.

Стимульный материал: игрушки-машины, камешки.

1. «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.

2. «Грузим камешки в грузовик» - камешки рассыпаны по ковру, необходимо загрузить камешки в игрушечную машину.

3. «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.

11-я встреча «Шары на парашюте»

Цель: Создавать праздничное настроение, проявляя эмоции радости, восторга, восхищения.

Стимульный материал: воздушные шары, дидактическое пособие «Парашют».

Детям предлагается подбрасывать воздушные нары на парашюте. Затем взрослые: воспитатель, педагог-психолог, родители держат парашют, а дети прячутся под него, парашют опускается, дети разбегаются. Шары разлетаются, дети собирают их , игра повторяется. Повтор 4-5 раз.

12-я встреча «Солнышко и дождик»

Цель: побуждать детей к активному взаимодействию в группе.

Стимульный материал: тарелочки с водой, крупа манка.

1. «Следы и дождик» - используется крупа манка. При помощи мокрых пальчиков ставим точки на подносе с крупой.

2. «Солнце светит ярко-ярко» - цветных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка, солнышко высушит лужицы.

13-я встреча «Птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, исследовательская деятельность.

Стимульный материал: соленое тесто, пипетки, тарелочки, птички трафареты из бумаги.

1. «Червячки для грачей» - лепка из теста.

2. «Поможем птицам» - стелить «гнездо».

3. « Птицы хотят пить» - работа с водой и пипеткой (набирание воды пипеткой и переливание ее по каплям в тарелочку).

Литература

1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста», М., Скрипторий, 2002.

2. Баряева Л.Б. «Игры и занятия с водой и песком», С-П., им. А.И.Герцена, 2008.

3. Млодик И.Ю. «Чудо в детской ладошке или руководство по детской психотерапии», С-П., им. А.И. Герцена, 2004.

3. Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», М., Книголюб, 2003.