Конспект логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по лексической теме "Зимующие птицы"

Разделы: Логопедия


Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Речевые:

  • Активизировать и развивать словарь детей;
  • Закрепить употребление имен существительных в Д.п.;
  • Закрепить умения образовывать приставочные глаголы, сложные слова;
  • Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • Развивать умения отвечать на вопросы полным развернутым предложением;
  • Закрепить умения образовывать притяжательные прилагательные;
  • Систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц;
  • Обучение детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий;
  • Развивать навыки планирования развернутых высказываний.

Познавательно-образовательные:

  • Расширение знаний детей о зимующих птицах, образе их жизни в зимний период.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие творческого воображения, эмоционального восприятия;
  • Развивать умения узнавать предмет по его части.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей заботу о птицах;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование;

Демонстрационный материал: шумовые эффекты (птичьи голоса),презентация, слайд «Силуэты птиц», картинный материал с изображением зимующих птиц, зимней природы, серия сюжетных картинок. Предметный материал: кормушка, корм для птиц.

Раздаточный материал: карточки с изображением следов птиц, карточки с изображением деревьев.

Методические приемы: презентация,  рассматривание, беседа, вопросы к детям, сюрпризный момент,  рассказывание.

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель – логопед: На улице зима. Холодно. Снег кругом. Спрятались насекомые, улетели в теплые края перелетные птицы. Но не все. Какие птицы не боятся морозов, остались на зиму в родных краях?

Дети: Воробьи, снегири, вороны, и т.д.

Учитель-логопед: Почему эти птицы называются зимующие?

Дети: Птицы не боятся морозов, могут найти себе корм и зимой.

2. Подведение к теме

Учитель-логопед: Я предлагаю вам отправится на прогулку в зимний парк, в гости к птицам.

На экране фрагмент зимнего парка.

Учитель-логопед: Но где же птицы? Кругом заснеженные деревья, сугробы. На снегу я вижу какие - то таинственные знаки. Кто здесь был?

Дети: Это птицы. Они играют с нами в прятки.

Детям раздаются карточки с изображением птичьих следов.

Дети: У меня вороньи следы. (синичьи, воробьиные…)

Дети переворачивают картинки и проверяют свой ответ по изображению птиц.

Учитель-логопед: Прислушайтесь. Что вы слышите?

Звучит аудиозапись голосов птиц.

Дети: Это звучат голоса птиц.

Учитель-логопед: Каждую птичку можно узнать по голосу. Послушайте пение этой птички.

Звучат голоса. Дети отгадывают голос птицы и их изображение появляются на экране.

Дети: Это голос вороны Она каркает.

Это голос воробья. Он чирикает. Это голос совы. Она ухает. Это стук дятла. Он стучит….

3. Основная часть

Учитель-логопед: Какой шум и крик. Что хотят сказать нам птицы? Я догадалась. Они приглашают поиграть с ними в птичьи игры.

Вои и первая игра «Птичьи разговоры».

Собрались птицы на зимней поляне. Разговоры ведут, хвастаются друг перед другом: у кого какой клюв, какие перья, какие лапы. Сорока хвастается, что у нее длинный хвост. Значит она какая?

Дети: Длиннохвостая.

Учитель-логопед: У синицы острый клюв. Она какая?

Дети: Остроклювая.

Учитель-логопед: У снегиря красная грудка. Он какой?

Дети: Красногрудый.

Учитель-логопед: У сороки белые бока. Она какая?

Дети: Белобокая.

Учитель-логопед: У вороны громкий голос. Она какая?

Дети: Громкоголосая.

Учитель-логопед: У совы большие глаза. Она какая?

Дети: Большеглазая.

Учитель-логопед: Все птички разные и все друг от друга отличаются.

А вот и вторая игра: «Птичьи загадки»

Учитель-логопед: У какой птицы зимой появляются птенцы?

Дети: У клеста зимой появляются птенцы.

Учитель-логопед: О какой птицы говорят, что она новость на хвосте приносит?

Дети: Так говорит сорока. Сорока, почуяв опасность, летает по лесу и громко стрекочет, предупреждает всех об опасности.

Учитель-логопед: У какой птицы крючковатый клюв?

Дети: У совы крючковатый клюв. Таким клювом удобно хватать добычу.

Учитель-логопед: На каких деревьях и кустарниках чаще всего можно увидеть снегирей и свиристелей?

Дети: На рябине и калине чаще всего сидят снегири и свиристели, ни лакомятся ягодами.

Учитель-логопед: А вот и третья игра: «Прятки»

Птицы решили поиграть с вами в прятки. Посмотрите на экран и догадайтесь какая птицы спрятались за еловой веткой.

Дети: Это голубь. Я догадался по его маленькой сизой голове.

Это сорока. Я догадалась по ее длинному хвосту…….

Учитель-логопед: Птицы с нами поиграли. Весело нам было. А теперь мы их угостим. Каждой птичке свое лакомство.

Дети: Я угощу снегиря рябиной. Я угощу синицу салом. Я угощу клестов шишками…..

4. Динамическая пауза: «Ворона»

На аудиозаписи звучит песенка. Дети имитируют движения.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка»

Учитель-логопед: У меня есть знакомые дети – Ваня и Маша. Они настоящие друзья птиц. Каждую зиму дети вешают кормушки и подкармливают пернатых друзей.

Давайте познакомимся с Ваней и Машей.

Детям демонстрируется серия сюжетных картинок «Кормушка»

Учитель-логопед: Составим рассказ про Ваню и Машу. Для этого нужно картинки расставить по-порядку..

Дети определяют последовательность картинок, объясняя свой выбор.

Логопед задает вопросы детям по содержанию каждой картинки: чем занимается Ваня? Что он использует для изготовления кормушки? Как помогает брату Маша?...

Дети составляют рассказ, объединяя сюжеты картинок в единое последовательное повествование.

Учитель-логопед: Придумайте окончание для нашего рассказа. Что еще могут сделать Маша и Ваня для птиц? Кто прилетит к их кормушке? Какие события могут произойти около кормушки?

Образец:

Ребенок: Прилетели к кормушке синицы, голуби. Воробьи. Стали дружно клева семечки. Но тут появилась ворона. Она начала прогонять маленьких птиц. Тогда Ваня и Маша принесли еще зерна и семечек, насыпали на снег. Ворона стала клевать зерна на снегу. Никому не обидно!

6. Итоговая часть

Учитель-логопед: Мы сегодня с вами побывали в зимнем парке, поиграли в разные игры с зимующими птицами. Я надеюсь, что вы не забудете про них. Вместе с родителями сделаете кормушку. Вот из чего можно смастерить кормушку.

На экране демонстрируются кормушки из различных материалов.

Выберите какая вам больше понравилась. Сделайте ее дома и повесите ее около дома или в парке. Птицы будут очень благодарны вам!