Использование инновационных педагогических технологий в формировании и развитии личности через изучение истории культуры, традиций своего народа в условиях ДОУ. Дидактический синквейн

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Одним из основных направлений работы нашего детского сада является нравственно-патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов Республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание.

Для успешного интеллектуального развития личности мы используем большой спектр технологий в работе по данному направлению: мнемотехника, лэпбуки, метод проектов, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, исследовательская деятельность, игровые технологии.

Одной из эффективных, интересных технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является дидактический синквейн. Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Правила составления дидактического синквейна: в первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Вопросы: кто? что? Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Вопросы: какой? какая? какое? Какие? В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Вопросы: что делает? что делают? В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, эта фраза состоит из четырех слов.Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в синквейне и мнение автора об этом. Вопросы: кто? что?

Классический алгоритм синквейна нами был адаптирован для детей дошкольного возраста, которые не умеют читать. В форме мнемотаблиц и схем-моделей с использованием наглядных пособий. Например: синквейн «Шурале»

Мнемосхема

Работа с картинками

Варианты ответов детей

1

Былтыр

2

Смелый умный

3

Увидел, вытащил, ушел

4

Мне нравятся сказки Г.Тукая

5

Дровосек

При составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации, учит краткому пересказу, помогает развить речь и критичное мышление. Сочинение синквейна – процесс творческий. Знания, добытые путём умственных усилий и путём поиска, становятся интеллектуальной собственностью, дают возможность для формирования духовно- нравственной личности в целом.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения и расширения кругозора. Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала.Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю.

Благодаря элементам развивающей предметно-пространственной среды, познавательным занятиям, сюжетно-ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями русского, удмуртского и татарского народов. Чтобы воспитывать человека-патриота, знающего свой родной край, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники «Карга Боткасы», «Проводы зимы», «Сабантуй», «Науруз». Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, аттракционы, народные пляски.

В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, других видов фольклора, трудового и военного искусства. Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре и традициям своего народа.

Литература

1. Ашим У.М. Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся/У. М. Ашим//Вестник Российского университета дружбы народов. -2015. - №5 – С. 237-240.

2. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 2016.

3. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2014.

4. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2014.

5. Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.