Научно-исследовательская работа "О былинах и её героях"

Разделы: Начальная школа


Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем

Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна

Введение

Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Конец Х в. - знаменательное время в истории Руси. После многих лет борьбы со внешними врагами, после междоусобных раздоров на Русь обрела относительный покой. С 980 г. Начал княжить Владимир Святославович. Под властью Киева отдельные княжества были объединены, а в 988 г. Русь приняла христианство. Киев стал центром Руси, здесь задумывались и решались государственные дела, обсуждались новые походы, вершились судьбы земли русской… И происходило это на княжеских пирах, в кругу друзей, с верной дружиной и знатными мужами города. Славились княжеские пиры обильными угощениями и деловыми беседами, но и искусством певцов-сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные-славы, вспоминали были давних лет.

Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.

Исходя из этого мы поставили следующую цель:

Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.

Объект исследования: былины и её герои.

Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.

Задачи:

  • Выделить, что такое былина, почему она так называется;
  • Проследить, кто их сочинял и о чём рассказывают былины;
  • Раскрыть особенности былинного эпоса;
  • Воспитание любви к Отечеству.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.

Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.

1. Сведения о былинах

Былина - это жанр русского народного творчества. Былины не могли складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству. Былины название своё получили от слов «быль», «было», т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.

2. Былины их сочинители

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло-одним человеком; в южных районах России (например у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством. Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди- сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте.

Главным персонажем былин и является богатырь, Он стал воплощением идеала мужественного, частного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»: Таков Илья Муромец, таковы и такие же богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-Сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич

Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:

В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….

И всё-таки самый обширный цикл былин это киевский, и связан он с именами богатырей. Их сила и бессмертие-это сила и бессмертие самого народа. Всего известно около ста былинных сюжетов. Илья Муромец действует или упоминается почти во всех былинах. Трудно расположить эти сюжеты в каком-то порядке. Не всегда можно сказать, какое событие произошло раньше, а какое позже. В былинах как бы время стоит на месте. Действие всех былин происходит в период существования единого древнерусского Киевского государства, в годы княжения Владимира. И возраст у богатырей всегда один и тот же: Илья - старый, он на богатырской заставе старший. Добрыня Никитич-среднего   возраста, Алёша Попович-молодой богатырь.

Величественность образов, патриотическое содержание былин по достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ - нач. ХХ века, широко используя их в своих произведениях (Н.А.Римский-Корсаков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин и др.)

 

3. Русский былинный эпос

В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.

Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.

В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых

Заключение

Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?

Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.

На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.

Список используемой литературы

1. Хрестоматия по литературе, изд. М., Просвещение. - 1996.

2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.

3. Источник материала - Интернет.