Технологическая карта урока биологии по теме "Тканевая совместимость и переливание крови". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Технологическая карта урока

Автор программы

В.В. Пасечник «Биология. 5-9 классы».

Тема урока,
№ в рабочей программе

Тканевая совместимость и переливание крови. Раздел 5. Внутренняя среда организма. Урок №4.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Организовать деятельность учащихся по изучению тканевой совместимости и правил переливания крови

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Раскрыть понятие о тканевой совместимости. Сформировать знания о группах крови, о правилах переливания.

Формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию, усвоению и применению знаний .
Развивать умения самостоятельно работать с разными источниками информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать  умения, логически мыслить, делать выводы и обобщения.

Воспитывать интерес к предмету.
Формировать положительное отношение к донорству в жизни человека
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения, продолжить формирование навыков работы в группе.

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Знать отличия разных групп крови.
Сформировать основные понятия урока: «резус-фактор», «донор», «реципиент».
Уметь находить биологическую информацию о пересадке тканей в разных источниках.
Объяснять правила переливания крови.

Личностные качества:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные - научится искать и отбирать необходимую информацию, применять приемы работы с информацией, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе.
Регулятивные - научится планировать работу, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы;
получить возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно;
научится адекватно оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, применять умения и опыт ведение диалога и участия в дискуссии,  обмениваться мнениями, активно слушать одноклассников,  находить ответы на вопросы, формулировать их.

Методическое обоснование

В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Деятельностный метод реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Методический замысел: постановка проблемного вопроса (прием создания проблемной ситуации с помощью предъявления противоречивых фактов), выдвижение гипотез; совместное открытие темы урока; формулирование цели; планирование работы.
В процессе решения поставленных задач применялись фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы. Предлагаемые задания позволяют ребятам самостоятельно освоить новый материал, сопоставить полученную информацию с проблемой урока, сделать выводы и оценить результаты своей работы.
Урок построен в форме диалога. Планируется проведение в атмосфере сотрудничества учителя и учеников.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

УМК: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа.
И.Д.Зверев. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М. Просвещение».

Презентация PowerРoint «Тканевая совместимость и переливание крови» с эффектами анимации.
Видеосюжет «Определение групп крови и резус фактора».
https://www.youtube.com/watch?v=9HuwBsjj6VY

Аппаратное обеспечение урока: мультимедийный  компьютер, колонки,  мультимедийный проектор, экран, принтер.
Программное обеспечение урока:  Microsof PowerPoint, Microsoft Word.
Возможность выхода в интернет.

План-конспект

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.
1 мин.

Создание психологической атмосферы урока. Включение уч-ся в деловой ритм урока

Приветствует учеников.
Акцентирование внимания на предмете изучения, предстоящих открытиях и необходимости активной сосредоточенной работы.

Включаются в работу

2. Проверка домашнего задания.
10 мин.

Определение глубины усвоения знаний предыдущего урока.
Повторение.

Организует опрос в устной и письменной форме. (слайды 1-6)

В процессе беседы формулируют главные выводы предыдущего урока.
Сравнивают биологические понятия и группируют по общим признакам.
Пишут тест с последующей самопроверкой.

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
4 мин

Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта необходимого для усвоения нового материала

Приводит примеры исторических фактов об удачных и неудачных попытках переливания крови прошлом. (Приложение.)
Ставит проблемный вопрос:
Долгое время ученые и врачи не знали причин избирательной гибели людей при переливании крови. Каковы ваши предположения о причинах столь негативных последствий?
В процессе беседы предлагает определить тему предстоящего занятия и сообщает, что ребятам предстоит урок-поиск (исследование). Определяет цель урока. (слайды 7,8)

Слушают рассказ учителя.
Фиксируют исторический факт: неудачные попытки переливания крови, приведшие к гибели людей.
Формулируют проблему: Почему переливание крови может стать причиной гибели человека
Высказывают предположения (гипотезы) и записывают их  на доске.
Рассуждают о способах проверки высказанных предположений. Формулируют тему урока.

4. Целеполагание и планирование работы.
3 мин.

Формулирование главной цели и этапов ее достижения

Напоминает, что исследование проводится по определенному алгоритму. Имея проблему и гипотезы, необходимо сформулировать цель и определить способы ее достижения. Далее приступить к работе. Полученные результаты проанализировать и сделать вывод.
В процессе диалога помогает ребятам записать все этапы предстоящей работы. (cлайд 9)

Формулируют цель исследования: выяснить причину гибели людей после переливания крови.
Планируют этапы деятельности:
1. Изучение теоретических основ по теме.
2. Экспериментальная проверка полученной информации.
3. Анализ полученных сведений.
4. Вывод.

5. Изучение новых знаний и способов деятельности.
10 мин.

Усвоение учащимися новых знаний и способов действий

Организует самостоятельную работу с учебником по изучению теоретических основ. (Приложение). (слайд 10)
Слушает ответы и продолжает диалог. С этой целью демонстрирует фотографию (слайд 11 ) и задает вопрос: «Почему если смешать две капельки  крови разных людей в одних случаях эритроциты склеиваются (агглютинируют), а в других нет?»
Далее вводит понятие резус-фактор и предлагает просмотр видеосюжета «Определение групп крови и резус фактора» в качестве экспериментальной проверки полученной информации. (слайд 12)
Предлагает ребятам высказаться, дать анализ новой информации.
Помогает сделать вывод.

Работают с текстом § 19, отвечают на вопросы дидактической карточки задания 1. (Приложение) и на вопросы учителя.
В процессе просмотра видеосюжета наблюдают процессы разрушения эритроцитов при соединении капелек крови и сывороток  несовместимых групп.
Сопоставляют эту информацию с фактами гибели людей. Объясняют причину неудачных переливаний крови.

6. Изучение новых знаний и способов деятельности
(продолжение).
4 мин.

Усвоение учащимися новых знаний и способов действий

Предлагает ребятам рассмотреть схему (слайд 13)
и ответить устно  на вопросы:
1. Назовите теоретически возможные пути переливания крови?
2. Почему людей I группы называли  универсальными донорами, а людей  IV группы универсальными реципиентами?
Объясняет, как учитывают резус-фактор при переливании крови во избежание иммунной реакции (резус-конфликта)

Объясняют правила переливания крови.
Работают с опорными понятиями «донор», «реципиент».

Слушают объяснение учителя.

7. Применение изученного.
6 мин.

Проверка уровня усвоения и понимания материала

Организует работу в группах. Предлагает задание на применение полученных знаний в практической ситуации, и подумать над вопросом: почему каждому человеку необходимо знать свою группу крови и резус фактор?
Заслушивает и комментирует ответы ребят.

Обсуждают задание 2 дидактической карточки (Приложение).
Отвечают на вопросы.

При желании задание дидактической карточки ребята могут обыграть по ролям.

8. Подведение итогов.
3 мин

Формулирование вывода. Установление соответствия между поставленной целью и полученным результатом.

Предлагает ребятам еще раз вспомнить алгоритм проведенного исследования (текст выводит на экран):
- Сформулированная проблема;
- Выдвинутые гипотезы;
- Цель;
- Полученная информация (в виде тезисов).
Просит ребят сделать общий вывод по уроку. (слайд 14)

Сопоставляют цель проведенного исследования: выяснить причину гибели людей после переливания крови
с полученной информацией:
- по содержанию антигенов в эритроцитах и антител в плазме крови людей делят на несколько групп;
- при смешивании несовместимых групп крови происходит склеивание и разрушение эритроцитов;
- эти  правила необходимо учитывать при переливании крови.
Делают вывод:
Причиной гибели людей стало переливание несовместимых групп крови.
Сопоставляют полученный вывод с высказанными гипотезами (предположениями)

11. Рефлексия. 3 мин.

Анализ и самоанализ учебной деятельности.

Выводит на экран вопросы и предлагает ребятам на них ответить. (слайд 15)
Вопросы:
- Вспомните тему урока?
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось  ли её достичь?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?

Осознают свою учебную
деятельность, оценивают результаты своей деятельности и всего класса

12. Информация о домашнем задании.
1 мин

Сообщение объема и содержания д/з, инструктаж по его выполнению

Сообщает домашнее задание (§ 19 и задания к нему)
Обращает внимание ребят на дополнительные вопросы задания 3 дидактической карточки (Приложение). Предлагает поработать с дополнительными источниками информации самостоятельно и сделать сообщения к следующему уроку.

Записывают д/з