«Информатика для малышей» в рамках внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО

Разделы: Информатика, Начальная школа


Современная жизнь становит более и более высокие интеллектуальные требования, навыки которых необходимо прививать ребенку с ранних лет.

Технологии МЭШ предъявляют повышенные требования к уровню компьютерной компетентности не только к педагогам, но и к обучающимся.

Широкое использование на практике информационных технологий заставляет задуматься о том, что информатика в начальной школе становится одним из самых необходимых предметов, ведь именно эти компетенции дают необходимые навыки работы в сети интернет, работы с различными современными гаджетами, которые способны удовлетворить поставленные на сегодняшний день требования.

Необходимость раннего освоения информационных технологий помогает ребенку получить азы компьютерных систем и технологий, что позволит сформировать у ребенка научно-технический потенциал.

Выработка у обучающихся навыков работы с основным программным обеспечением позволит не только развить потенциал, но и выработать стойкие навыки в использовании ПК.

Информатика в школе, тем более для обучающихся начальной школы, становится все популярнее и занимает почетное место среди изучаемых наук.

Для этого имеется большое количество причин, среди которых основными являются: возможность организации обучения школьников младших классов в игровой форме, что значительно облегчает и ускоряет процесс обучения; применение навыков логического мышления на практике; системный подход к решению поставленных задач.

Информатика в начальных классах помогает расширить кругозор обучающегося начальной школы, познакомить его с множеством новых и интересных фактов, а также научит с помощью компьютерных технологий решать простые задачи. Основным заданием курса является развитие у ребенка навыков логического мышления и умения анализировать ситуацию, с целью выбора наилучшего метода для решения поставленного задания.

Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную. В основе общеобразовательной цели знакомство младших школьников с основами современной информатики, формирование навыков алгоритмического мышления, восприятие компьютера, как современного средства для приема и обработки информации. Прикладная цель заключается в освоении компьютерных технологий и выработку навыков работы с ПК.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).

Виды внеурочной деятельности:

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Мной, как учителем информатики было предложено одно из направлений как общеинтеллектуальное, связанное с информационными технологиями и видом деятельности - игровой.

Изучив дополнительную литературу по психологии и педагогике раннего развития можно сделать следующие выводы: логическое мышление детей, не развитое до 12 лет таковым и останется. Поэтому для подготовки детей к жизни необходимо как можно раньше развивать логические структуры мышления: способность к синтезу и анализу, формировать алгоритмический стиль мышления.

Умение в любой предметной области выделять систему понятий, представить в виде совокупности действий, описать алгоритмы – улучшает ориентацию человека в окружающем мире.

Для этого была разработана программа, которая включает в себя занятия для развития логического, алгоритмического и системного мышления, что дает возможность для создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с информатикой. Целью организации данных занятий является формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мир; развитие логического и алгоритмического мышления. Программа рассчитана на 4 года обучения.

Теоретическая часть основана на играх, заданиях, упражнениях направленных на развитие логического, комбинаторного мышления, вопросов, расширяющих кругозор учащихся в области информатики. Практическая часть реализуется на компьютерах. Состоит из логических, обучающих игр, текстовых и графических редакторов, моделирующих программ. Практическая часть преследует цель: освоение способов работы с компьютерами и различным программным обеспечением.

 Родители нередко обращаются к учителям информатики с вопросами:

- Для чего нужна геймификация образования?

- Вредно ли использование МЭШ для здоровья школьников?

- Почему спортивные, образовательные игры – это хорошо, а компьютерные игры вызывают столько нареканий?

Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель. Игры – это не значит сидеть у компьютера и играть. Нет! Играть – это значит использовать все возможные компьютерные технологии.

Список использованной литературы

1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.

3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009.

4. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.

5. Интернет ресурсы:

  1. http://lego-rks-74.ru/
  2. http://www/lego.com/education/
  3. http://www.prorodot.ru
  4. http://lego.rkc-74.ru/
  5. http://www.lego.com/education/