Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе МАОУ Давыдовский лицей

Разделы: Начальная школа


«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В.Сухомлинский

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

ФГОС второго поколения определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков. (направлений)

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
  • реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
  • формирование у обучающихся ценности здоровья, сохранение и укрепление их здоровья.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
В МАОУ «Давыдовский лицей» созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся:

- все лицейские помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- работает столовая, которая пользуется услугами комбината школьного питания, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды
в урочное время;

- работают оснащенные спортивные залы, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём: большой спортивный зал;

хореографический зал; тренажёрный зал, оборудованный для занятий оздоровительной гимнастикой;

уголок релаксации; комнаты отдыха и спальни для первоклассников;

- на территории лицея имеется спортивная площадка;

- во внеурочное время для учащихся начальной школы в лицее работают спортивные секции и клубы: секция баскетбола; секция футбола; секция оздоровительной гимнастики «Растишка»; студия танца;

- осуществляется лицензированная медицинская помощь, работает медицинский кабинет с процедурной комнатой;

- регулярно проводится медицинский осмотр, по итогам которого составляется медицинский паспорт лицея, ведётся дальнейшее обследование и уточнение диагноза, составляется ежегодная справка по изменению состояния здоровья учащихся.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к планированию и объёму учебной и внеучебной нагрузки.

В начальных классах лицея вводятся элементы методики доктора медицинских наук, академика Российской академии творческой педагогики Базарного Владимира Филипповича: апробируется ростомерная мебель – конторки и стоячие места, офтальмотренажёры. Методика построена на принципах сенсорно-моторной свободы обучения.

В лицее строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности. В лицее накоплен опыт индивидуализации обучения: разработаны разноуровневые задания для самостоятельной работы; методы проектной, исследовательской деятельности, применяемые в образовательном процессе начальной школы, позволяют индивидуализировать процесс обучения, способствуют мягкой социализации детей, развитию коммуникативных способностей, приобретению компетенций различного уровня.

Используемая в начальной школе система учебников «Школа России» учитывает психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей.
В этой связи и для достижения личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Содержание системы учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни - предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом (на уроках по окружающему миру - «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика»; на уроках русского языка - учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.)

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», выстроенные так, что способствуют организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение тематических родительских собраний, дня открытых дверей и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований «Здоровая семья»;
  • консультации, индивидуальная работа с родителями по воспитанию здорового ребёнка.

Подробнее хочется остановиться на методике доктора медицинских наук, академика Российской академии творческой педагогики, почётного работника общего образования Российской Федерации, основателя нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики, Базарного Владимира Филипповича, элементы которой введены в начальной школе МАОУ «Давыдовский лицей».

Система В.Ф.Базарного разработана на основе психофизиологических законов раскрепощения физических, психомоторных и нравственных потенциалов ребенка средствами дидактики. Она включает сенсорное обогащение учебного пространства, проведение урока в режиме дальнего зрения, активные поиски движений, визуально-образное моделирование, художественно-образные прописи перьевой ручкой, обучение чтению на основе цельных слов и другие педагогические приемы.
Представляем элементы технологии В.Ф.Базарного, которые используются в начальной школе МАОУ «Давыдовский лицей».

Учебные занятия проводятся в режиме динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой на деревянном массажном коврике в носочках. Тем самым укрепляется позвоночник, формируется осанка, осуществляется профилактика плоскостопия.

Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.

Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий и специальные офтальмотренажеры. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.

Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажера «Зевс». В каждом углу класса под потолком установлена сигнальная лампа, прикрытая плафоном. Плафоны окрашены в яркие цвета (утро-день-вечер-ночь; сказка). Для наибольшего эффекта в плане сенсорной нагрузки включается музыкально-световой ритм, подаваемый синхронно со светом. Дети внимательно следят за «бегущим огоньком», последовательность включения которого меняется: 1-2-3-4; 1-2-3-4; 4-3-2-1; 4-3-2-1, быстро поочерѐдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая эти действия с движением головы, туловища, глаз. Продолжительность 1,5 – 2 минуты.

Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты.

Пальчиковая гимнастика приносит огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся. Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.
Для снижения утомляемости и концентрации внимания на уроках используют дыхательную гимнастику.

Результативность всей вышеизложенной работы по сохранению и укреплению здоровья детей начальной школы в МАОУ «Давыдовский лицей» можно увидеть в сравнении показателей здоровья обучающихся на момент поступления и выпуск из начальной школы. Объектом является класс из 20 человек учащихся.

На момент поступления в начальную школу по результатам медицинского осмотра 11 человек имели I основную группу здоровья, 7 человек – II основную, 1 человек – II подготовительную и 1 человек – III подготовительную.

Начиная с 1 класса, обучение проходило с использованием ростомерной мебели в режиме сенсорно-моторной свободы обучения. На каждом уроке использовались офтальмотренажеры. По мере необходимости проводилась дополнительная работа по снятию общего и локального утомления – дыхательная гимнастика, физкультминутки в стихах, пальчиковая гимнастика. Ежедневно проводились динамические паузы на свежем воздухе.

По данным медицинского осмотра в конце 4 класса 16 человек из этого класса имели I основную группу и 4 человека - II основную группу здоровья.

Таким образом, улучшили показатели здоровья 7 человек – 35%. Отмечался низкий процент пропусков по болезням, хорошие результаты успеваемости.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе положительно влияет на состояние здоровья и качество жизни детей. Внедрение элементов методики доктора В.Ф.Базарного играет немаловажную роль. Для обеспечения сообразного природе ребѐнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, на стульчик, а предоставить ему возможность работать, и не только работать – и жить, в режиме телесной вертикали.
Практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, в т.ч. связанных с родоразрешением, и т.д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XXI веке. Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления В.Ф.Базарный рекомендует укоренение в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счет использования в учебном процессе специальной мебели — конторок.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.