Внедрение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО в МАОУ Давыдовский лицей

Разделы: Начальная школа


В статье я хочу поделиться опытом работы по организации проектно-исследовательской деятельности в 1 классе. Данный вид деятельности применяется как на уроке, так и во внеурочное время. Правильное соотношение и организация с другими формами и методами обучения позволило достичь высоких результатов, а моим ученикам с интересом получать знания и развиваться.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия, как в урочной деятельности, так и во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. [4, с.44]

Ценным в учебном проекте является не только результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования и проводить самостоятельное исследование по данной теме.

Любой учебный проект имеет два аспекта:

  • для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
  • для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. [2,с.11]

Цели проектно-исследовательской деятельности:

  • воспитывать гражданскую позицию учащихся;
  • способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
  • формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
  • развивать значимые личностные качества младших школьников;
  • воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся. [3,с.52]

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

  • формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  • вооружение детей методами научного познания;
  • ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
  • развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе. [6,с.124]

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

1 этап. Подготовительный. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектно-исследовательской деятельности учащимися, выдвигаются предположения, требующие доказательства или опровержения.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта или индивидуальная работа,  определяются направления работы, формулируются задачи, определяются  способы поиска информации по каждому направлению, определяются способы представления проектов.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Рефлексия, самооценка проделанной работы. [1, с.34]

Многие учителя задаются вопросом: «Проекты в начальных классах – это трудно?» Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора. [5,с.100]
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо не только в урочной системе организации учебного процесса, но и во внеурочной деятельности учащихся использовать проектно-исследовательский метод.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-го класса, я вовлекала учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Первыми проектами, над которым работали ребята, стали проекты «Моя малая Родина», «Мой класс, моя школа», «Моя семья», которые включены в учебную программу по окружающему миру. Для подготовки проектов мы использовали время, отведенное для внеурочной деятельности. В рамках социального направления внеурочной деятельности «Я гражданин России, я гражданин мира» мы знакомились со школой, вместе с классом ходили на экскурсии по школе и просто по улицам, там, где они родились, живут со своими родителями, проводили беседы.

Для реализации проекта «Моя семья» нами было использовано время в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности «Мир проектов». Он построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целена­правленные вопросы. Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - се­мейные увлечения, кто-то отдых и путешествия. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья». Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй. Итогом стало оформление проектов в рабочей тетради по окружающему миру.

По традиции, в рамках лицейского проекта «Я – гражданин России, я – гражданин Мира», каждый класс имеет свой привлекательный имидж гражданско-патриотической направленности. Мне вместе с учениками предстояло выбрать название класса, его отличительную форму, девиз, речевку и отрядную песню. Не одно занятие по внеурочной деятельности было потрачено на обсуждение и принятие решения, какое название будет гордо носить наш класс. Учащиеся собирали информацию, предлагали различные названия, доказывали, почему именно так должен называться наш класс. Они советовались с родителями, обсуждали друг с другом этот вопрос. В итоге, было выбрано название «Юнги». Посвящение класса в отряд «Юнги» прошло на «Празднике первоклассника», который состоялся в конце октября. По настоящее время мы активно работаем над этим проектом.

«Числа в загадках, пословицах, поговорках» - так назывался проект, который представляли наши ребята в начале 2 полугодия. Работа над этим проектом предусмотрено программой по математике. Учащиеся дома, конечно, не без вклада родителей,  собирали и накапливали информацию по теме данного проекта. На занятии «Мир проектов» мы обсуждали, делились мнениями, начинали выполнение работы. Итогом нашей работы стали оформленные на отдельных листах и презентованные в классе доклады.

На протяжении изучения букв мы с ребятами подбирали интересные стихи о буквах, рисовали буквы, подбирали слова с изучаемыми буквами. Защищать свои работы дети будут на занятиях по внеурочной деятельности «Мир проектов» и на празднике «Прощание с азбукой». На подготовительном этапе проекта я объявила общий замысел, создала положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи. Была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия. На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, я же выступила участником коллективной оценочной деятельности.

 Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Список литературы

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Просвещение, 2010.

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. - Волгоград: Учитель,2012.

3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. - М.: Просвещение, 2011.

4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. - М.: Просвещение, 2009.

5. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. - М.: Ладога, 2009.

6. Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование. - Волгоград: Учитель, 2008.