Логопедическое занятие по развитию речи. Знакомство с картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  • совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, использовать в речи образные определения для описания картины;
  • развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение через эстетическое восприятие произведений искусства;
  • воспитывать чувство красоты, любовь к природе, самостоятельность, взаимопонимание, ответственность.

Тип занятия: Занятие по развитию речи

Форма проведения: Занятие-путешествие

Оборудование: Репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», компьютер с экраном для показа слайдов и музыкального сопровождения; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Мотивация и целеполагание

Презентация

- Здравствуйте! Сегодня у нас занятие по развитию речи (слайд 1)

-Для чего надо развивать речь? (правильно и красиво говорить)

Логопед читает стихотворение: (слайд 2)

Каждый раз всегда, везд е-
На занятиях, в игре -
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.

- Давайте договоримся отвечать, подняв руку, внимательно слушать мои задания, быть терпимыми к другу.

- Сегодня у нас необычное, занятие, а занятие-путешествие.

- Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, попробуйте отгадать мою загадку: (слайд 3)

«Где можно увидеть снег, который никогда не тает?  Осенние деревья, с чьих ветвей никогда не опадают листья? Вечерний закат, который не погаснет и через 100 лет?»

- Если не угадали, подскажу:

- На картинах, написанных художником.

- Художник разговаривает с людьми без слов: цветом, линиями, мазками. Но надо научиться понимать его язык.

- Где можно увидеть картины? (в музеях, в галереях)

- Назовите самую крупную картинную галерею в Москве.

- Да, наше путешествие начинается и мы отправляемся с вами в Третьяковскую галерею (слайд 4)

2. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации

-Чтобы узнать фамилию художника, о чьих картинах мы будем говорить, нужно расшифровать пиктограмму. Буква соответствует цифре в строке-шифре.

Логопед просит 1, 2 учеников объяснить ход выполнения задания.

Ь  А  Р  Б  Г              шифр (слайд 5)
1   2   3  4   5 
5  3  2  4  2  3  1 – ГРАБАРЬ

2.1 Беседа о художнике И.Э.Грабаре (слайд 6)

И.Э.Грабарь (1871-1960) – один из крупнейших русских художников. Он родился в Австро-Венгрии. Свое художественное образование завершил во Франции. Ученик художника Левитана, он всегда стремился,чтобы его картины были содержательными и эмоционально выразительными. И вот в 1901 году он вернулся из-за границы и был, по его словам, «потрясен красотами русской природы и писал голубую и белую зиму, снег, иней». Самым любимым деревом, которое он изображал в своих картинах, было как вы думаете что?

- Берёза - символ России, русская красавица.

2.2. Задание

- Чтобы продолжит путешествие, надо выполнить задание.

Подбери синонимы к словам (слайд 7)

Художник

Картина

Создает 

полотно

пишет

живописец

репродукция

пейзажист

- Давайте проверим как правильно:

Художник - живописец – пейзажист

Картина – полотно – репродукция

Создает – пишет

3. Работа с картиной. Решение проблемной ситуации (слайд 8)

- Давайте перейдем в нашу картинную галерею. Сегодня у нас в гостях зима. Грабарь очень любил это время года и часто писал зимние пейзажи.

- Посмотрите, правда, красиво! Но мы уделим особое внимание картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Найдете ли вы её среди других картин?

- Как вы определили?

- По небу.

- Что такое лазурь? (светло-синий цвет)

- А теперь проверим. Дети читают названия картин.

- «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Февральская лазурь (1904).

- А сейчас я предлагаю Вам внимательно рассмотреть картину, не упустив ни одной детали. Постарайтесь взглянуть на неё глазами живописца и впустить в своё сердце праздник света и цвета. А чтобы лучше прочувствовать атмосферу картины, Вам поможет музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года», «Февраль».

- Какое настроение вызывает картина?

- Радостное, чудесное, восхитительное.

4. Работа с текстом (слайд 9)

«Февральская лазурь»- самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Эта картина создает впечатление праздника. Вот как он сам рассказывал о том, как создавался этот пейзаж.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром я вышел побродить вокруг усадьбы. В это необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

4.1. Словарная работа

- Давайте уточним значения образных прилагательных, использованных художником для создания яркого образа картины.

Лазурит (минерал синего цвета), лазоревый, лазурный – яркий светло-синий (слайд 10)

Жемчуг (перламутровые зерна, образующиеся в раковинах моллюсков), жемчужный – теплый, блестящий оттенок белого (слайд 11)

Коралл (известковые отложения морских полипов), коралловый – ярко-красный (слайд 12)

Сапфир (драгоценный камень синего или голубого цвета), сапфировый – синий (слайд 13)

5. Физкультминутка (слайд 14)

Не боимся мы пороши,
Ловим снег –
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.

6. Беседа по содержанию картины (слайд 15)

- Давайте внимательно рассмотрим картину.

- Что изобразил пейзажист? (снег, березы, небо, тени)

- Что вы видите на переднем плане картины? (березы)

- Какими мы их видим? Опишите их. (высокие стройные, жемчужные)

- Что можно сказать о стволах? (изогнутые, могучие)

- Ветки какие? (коралловые, ажурные, тонкие)

- Каким вы видите небо на картине? (высокое, лазурное, прозрачное)

- Каков снег на картине? (сиреневый, серебристый, искрящийся)

- Что вы видите на снегу? (тени сапфировые)

- И ещё чьи-то следы.

- Почему тени так четко видны? (день солнечный)

- Что вы видите на заднем плане картины? (лес, хотя и темный, но лиловым оттенком, очевидно почки начинают оживать.)

- Это конец зимы.

- Какой цвет является основным в картине?

- Почему так названа картина? (Художник изобразил всё ярким, светлым, чтобы почувствовать приближение весны)

- Художнику удалось передать перекликания всех цветов радуги и свои чувства с помощью цвета. На следующем занятии мы составим рассказ-описание по этой репродукции.

7. Итог занятия. Рефлексия (слайд 16)

Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог занятия.

Вы молодцы, хорошо работали. Оцените свою работу на занятии. Откройте конверты, вытащите «лесенку успеха» и приклейте смайлики на определенную ступеньку.