Хорошая книга – твой друг на всю жизнь. Праздник, посвященный Дню книги

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: расширять кругозор детей; развивать речь, воображение; воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.

Праздник начинает ученик:

Не сосчитать моих друзей!
Но есть любимый друг, –
Зимой и летом
Много дней
Я с ним делил досуг.
Мой верный друг бывал везде,
Объездил целый свет.
Он помогает мне в беде,
Всегда даёт совет.
Бывало, я усядусь с ним
Под яблоней в саду,
Но кажется –
Шагаю в Крым
И в Грузию иду.
Как хороша моя земля!
И труд кипит вокруг!
На стройки, в шахты, на поля
Меня ведёт мой друг.
Он в глубь морей меня зовёт
И на седой Памир…
Сегодня мы ушли в поход
И обошли весь мир!
Я с ним и в тропики проплыл,
И за Полярный круг…
Навек я книгу полюбил –
Она – мой лучший друг.
(Б.Раевская. «Лучший друг»)

Стало уже традицией у нас в стране проводить Праздник книги в последнюю неделю марта.

Именины! Именины!
У девчонок? У мальчишек?
Нет! У наших детских книжек!
У стихов, рассказов, сказок
И у толстых повестей…
Посмотрите, сколько сразу
Собралось у нас гостей!

Это праздник – в самом деле,
Как его ребята ждут…
Длятся целую неделю
Именины там и тут.

Школа, клуб, библиотека –
Рады всех гостей встречать.
Именины Чука, Гека
Всем приятно отмечать.
Именины Буратино
Мы отпразднуем с тобой.
И Тимура именины,
И у «Чашки голубой»!

Именины у Снежка,
И у Кости-малышка,
И у Вани-пастушка,
По прозванью Сын Полка.

Именинник Теремок,
Мойдодыр, и Колобок,
И Усатый-Полосатый,
И Максимка, и Гаврош…
Именинников, ребята,
Очень много – не сочтёшь!

Много книг у нас чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых
В городах, станицах, сёлах…

Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать.
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Именинникам спасибо!
Именинникам – привет!

Эта книжкина неделя
Пролетит по всей стране,
Как предвестие апреля,
Как приветствие весне.

Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет.
И несут нас, точно птицы,
Облетая целый свет.

Под российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.

Не словами, а на деле
Мы докажем, что ведёт
Наша книжная Неделя
За собою книжный год!
(С.Маршак «Да здравствует книга!»)

Ребята, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о книгах, о Книжном царстве – мудром государстве! А знаете ли вы, что в этом сказочном королевстве правит самая красивая и умная из всех королев на свете – Королева Книга. В её королевстве нет ни золота, ни серебра, только книги. Они составляют всё её богатство, а в них заключается мудрость жизни, которая помогает жить и чувствовать себя богатым, красивым и самым величественным. Читая книги, каждый из вас становится умнее, сильнее, благороднее.

Есть у вас друзей немало
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг.

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь, я вижу прибой.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ты мне отвечаешь на каждый вопрос,
Как Пешков Алёша родился и рос.
Какие он первые книжки читал.
Что в жизни он видел, как Горьким он стал.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
(Найдёнова «Мой друг»)

Да, действительно, трудно себе представить жизнь без верного друга – хорошей книги. «День, прожитый без книги, – потерянный день».

Книга – чудо, она всегда находится под рукой и, как настоящий друг, готова в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Читая книги, вы можете попасть в дальние страны, очутиться в морских глубинах или в космосе, стать свидетелями преданий старины. Книги – наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны …

Русская народная пословица гласит: «Кто много читает, тот многое знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, её лучших людях, о мире, в котором мы живём, о прошлом и будущем людей.

В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе –
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

Прочтёшь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звёздах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.

Другая пословица говорит, что «Книга – наш помощник в труде». Рабочий читает книгу о станках и машинах, чтобы лучше ими управлять, крестьянин – о том, как получить хороший урожай, врач – как лечить людей, чтобы они меньше болели, учитель – о том, как учить и воспитывать детей.

Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…

 Ребята, а знаете ли вы ещё какие-нибудь пословицы о книгах? Если нет, сейчас узнаете.

На доске пословицы:

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Не красна книга письмом, красна умом.
  • Испокон века книга растит человека.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
  • Хорошая книга ярче звёздочки светит.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Книга – окно в мир, почаще заглядывай в неё.
  • Книга – твой друг, без неё, как без рук.
  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
  • Книги не любят, когда их чтят, а любят, когда их читают.

Книга – это огромная ценность. И относиться к ней надо бережно.

Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня закапал!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы?
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай.
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

Но есть, ребята, в нашей школе
Ох, этот пятиклассник Толя, –
Страницу вырвал он, и вот
Уже летает самолёт.

И симпатичная Лариса
Из книги тоже рвёт страницу,
Чтоб завернуть свой пирожок:
Что ж ты наделала дружок?

Рисует Ваня неустанно –
Художником, наверно, станет.
Вот краски у него, как птицы,
Расселись вдруг по всей странице.

Картинка приглянулась Юле –
Умело ножницы стригнули,
И пусть страницы половинка,
Зато у Юли есть картинка.

Тут собрались больные книжки:
Что делать с девочкой, с мальчишкой?
Решили твёрдо – НАКАЗАТЬ!
Им больше книжек не давать!

Так появились двойки в школе,
И скука дома. Мальчик Толя,
Ванятка, Юленька с Ларисой
Вернули книгам все страницы.

Как видно, поняли ребятки,
Что поступили очень гадко,
И хором говорят: «Простите!»
Вы этого не повторите?
Нет, будем книгой дорожить
И с книгою всегда дружить!

Подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. И поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц.

Коля книги не читал…
Он их попросту глотал:
За едой и перед сном,
В лодке с поднятым веслом,
На уроках, и в саду,
Лёжа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он
«Гулливера» с «Буратиной»,
Брал он с вешалки пальто –
Закусил стихом Барто;
А в аптеку шёл пока,
Скушал томик Маршака,
Не заметил, как с арбузом
Съел он «Робинзона Крузо».
Наконец, собравшись спать,
Взял «Хоттабыча» в кровать.
У него спросили в школе:
Что прочёл сегодня, Коля?

И ответил Коля так:
«Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон
Сел в отцепленный вагон
И поехал к лилипутам,
Был верёвками опутан,
Но его от смерти спас
Добрый папа «Карабас»…
Дружный смех раздался в школе.
Отчего – не понял Коля.
Знает кто-нибудь из вас,
Почему смеялся класс?
(М.Островский. «Как Коля читал»)

Часто об ученике могут рассказать его вещи. Об этом и сами книги рассуждают.

(Инсценировка басни М.Ильина «Две книжки». Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книги, одна книга – красиво оформлена, а другая – рваная, растрёпанная.)

Автор.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

Книжка 1. Ну, как твои делишки?

Автор. Одна спросила у другой.

Книжка 2.

Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой
Обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

Книжка 1.

Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу,
Не как-нибудь, а на… «отлично».

Книжка 2.

Ну, мой на «тройках» едет еле-еле,
И даже «двойку» получил на той неделе…

Автор.

В басне нет загадки.
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки,
Какой ты ученик.

Это грустные стихи. А как же быть, когда есть плохие ребята, которые книги не берегут? Этой книжке-бедняжке надо помочь. Как?

Книга – это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас и учит, и воспитывает, и ведёт по жизни. А самое главное – она делает шире наш кругозор, развивает память.

А сейчас послушайте стихотворение про мальчика, который не любил читать книги,
поэтому и плохо учился.

Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
– Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: «Очень плохо»!
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
– Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб,
Назвал я птицу баобаб.

За это, – мать сказала строго, –
И единицы слишком много!
У нас отметки меньше нет, –
Промолвил мальчик ей в ответ.
За что вторая единица? –
Спросила старшая сестрица.

Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Отец воскликнул: – Крокодил!
За что ты третью получил?!

Я думал, что гипотенуза –
Река Советского Союза.
Ну а четвёртая за что?
Ответил юноша: – За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.

А пятая? – спросила мать,
Раскрыв, измятую тетрадь.
Задачу задали у нас.
Её решал я целый час.
И вышло у меня в ответе
Два землекопа и две трети…

Ну а шестая, наконец? –
Спросил рассерженный отец.
Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…

Ты очень скверный ученик, –
Вздохнув, сказала мать, –
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!
Ленивый сын поплёлся прочь,
Улёгся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой:
Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру.
В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Канином носу
Крылатый баобаб.
А где-то меж звериных троп
Среди густой травы
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.
На это зрелище смотреть
Никто не мог без слёз.

Кто от него отрезал треть? –
Послышался вопрос.
От нас разбойник не уйдёт.
Найдём его следы! –
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.

Я в порошок его сотру! –
Воскликнул кенгуру.
Он не уйдёт из наших лап! –
Добавил баобаб.
Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра,
Пред ним лежал его дневник
На стуле, как вчера…
(С.Я.Маршак «Про одного ученика и 6 единиц»)

Все вы, ребята, конечно, любите читать, и у каждого из вас есть любимые книги, любимый писатель или поэт. И, сейчас мы представим возможность помериться силами знатокам книг. Сейчас я буду читать отрывки из разных произведений, а вы будете должны указать название этого произведения и его автора.

1.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкою столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут поневоле.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек!
(Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

3.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой!
(К.Чуковский «Мойдодыр»)

4.

Оглядев с тревогой тир,
Говорит в ответ кассир:
– Вам придётся на колени,
Дорогой товарищ, встать –
Вы же можете мишени
Без ружья рукой достать!
(С.Михалков «Дядя Стёпа»)

5.

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться, – украл я его или нет?
– Гм, – сказал дед, – вот ещё какая задача! Ну, чего там, пусть не украл! Считай, что я тебе его подарил.
– Спасибо, дедушка! Я пойду.
 (Н.Носов «Огурцы»)

6.

Эй, товарищ, вы откуда?
Вы раздавите верблюда!
Вам при вашей вышине
Нужно ехать на слоне!
(С.Михалков «Дядя Стёпа».)

7. …вылетел в открытое окно, его маленькая толстенькая фигурка чётко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звёздами небе.
 (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

8. Ни девочка, ни мальчик не знали, что в его сердце и глаз попали осколки заколдованного зеркала. Сердце его превратилось в лёд, а глаза теперь видели только недоброе. (Г.К.Андерсен «Снежная королева»)

9.

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют они
Государевой жене.
 (А.С.Пушкин «сказка о царе Салтане»)

10. Не лютый зверь умчал её в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко … (Русская народная сказка «Снегурочка»)

11.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
И говорит так сладко, чуть дыша:
- Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки.
(И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

12. Когда все, он взял краски и принялся всех рисовать. Пончика нарисовал таким толстым, что он даже не поместился на портрете. Охотника Пульку изобразил верхом на Бульке. (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

13.

Я тучка, тучка, тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно тучке
По небу лететь!
(А.Милн «Винни Пух и все-все-все»)

14. Поначалу принц решил, что перед ним мёртвое царство. Но приглядевшись, понял, что все эти люди спят. Некоторые даже держали в руках кубки с вином. (Ш.Перро «Спящая красавица»)

15. Днём она каталась на лодочке из лепестка тюльпана, тарелка воды ей заменяла озеро. Что может быть прекрасней! (Г.К.Андерсен «Дюймовочка»)

16.

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает.
(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

17. Мать волчица, тяжело дыша, бросилась на землю около своих волчат, и Отец Волк сказал ей сурово: «На этот раз Шерхан говорит правду: детёныша надо показать стае. Ты всё-таки хочешь отправить его? (Р.Киплинг «Маугли»)

18. Какое странное ощущение! – воскликнула Алиса, - я, верно, складываюсь, как подзорная труба. И не ошиблась – в ней было сейчас всего 10 дюймов росту. Она подумала, что теперь легко пройдёт сквозь дверцу в чудесный сад, и очень обрадовалась» (Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Хорошо, всё правильно назвали. Видно, что вы действительно любите книги и много читаете.

Пусть запомнят все мальчишки
И девчонки, в свой черёд:
В книжке важно то, что в книжке.
А не броский переплёт.
Кто-то книжки собирает,
Но не знает им цены.
Тем, кто книжек не читает,
Книжки вовсе не нужны.
Что же это означает?
Что добавить мы должны?
Те, кто книжек не читает,
Книжкам тоже не нужны!

14.03.2019