Программа летней оздоровительной смены «Фабрика добрых дел»

Разделы: Начальная школа


Срок реализации: 01.06.2018 – 22.06.2018

«На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются
в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи»

И.Суриков

В период летней оздоровительной кампании в школах организуются профильные отряды. Летом 2018 г. в МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан организована волонтёрская деятельность. Из числа учащихся 1–4-x классов будет создан профильный отряд, на базе которого реализуется программа «Фабрика добрых дел».

Актуальность программы

Программа «Фабрика добрых дел» так названа не случайно. Как известно, волонтёры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела. Волонтёры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединённых каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодёжных волонтёрских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтёрское движение сейчас развивается активно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т. е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые позволят детям полноценно отдохнуть и больше узнать о волонтёрском движении. Во время летней профильной смены ребята получат возможность окунуться в волонтёрскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Работа профильного отряда выходит за пределы школы. Волонтёры будут оказывать посильную помощь ветеранам труда и одиноким пожилым людям, организовывать выступления в социальном доме для инвалидов, наводить порядок на территории посёлка, участвовать в акциях: «День России», «День памяти жертв Великой Отечественной войны». Через социальные сети будет запущена ещё одна акция «Ветеран и инвалид живёт рядом!», любой желающий может оказать помощь ветеранам, одиноким пожилым людям. На средства, собранные с благотворительной акции будут приобретены подарки для ветеранов и инвалидов.

В данной программе развиваются УУД. Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения.

Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать, и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Направления и виды деятельности

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительное направление:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработку и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные  и спортивные игры, эстафеты включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Творческопознавательная работа

Творческо-познавательное напрвление:

  • Изобразительная деятельность;
  • Конкурсные программы;
  • Игровые творческие программы;
  • Творческие конкурсы и игры;
  • Праздники;
  • Выставки.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Экологическая работа

Экологическое направление:

  • Проведение интеллектуальных игр;
  • Проведение экологических субботников;
  • Уход за цветниками;
  • Викторины;
  • Игры;
  • Акции.

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок ещё в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Итогом работы  становится акция «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Посещая лагерь, дети активно изучают природу и экосистему родного края, происходит непосредственное общение детей с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Патриотическая работа

Патриотическое направление

  • Пробуждать в детях чувства любви к родине, семье;
  • Формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
  •  Формирование толерантности.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному Краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов.

Направления реализации программы профильного объединения

  • исследовательское – осмысление и анализ существующих программ деятельности волонтерского движения. Поиск эффективных методов и приёмов для успешной деятельности волонтерского движения. Диагностическая работа: поиск путей взаимодействия и сотрудничества волонтёров с государственными учреждениями и структурами. Проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам волонтёрского движения;
  • обучающее -  развитие организаторских, коммуникативных способностей; формирование лидерских качеств;
  • практическое – реализация полученных умений и навыков на практике: проведение акций, тематических мероприятий;
  • содержательно-обобщающее - итоговая обобщающе-проектировочная игра: разработка способов и форм реализации волонтёрских проектов.

Цели и задачи программы

Цели программы:

  • Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, посредством формирования у подростков социальной активности.
  • Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Снижение уровня социальной напряженности детей посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.

Задачи:

  • Развивать волонтёрское движение среди ребят начальной школы, формировать позитивные установки учащихся на добровольческую деятельность.
  • Сформировать сплочённый деятельный коллектив волонтёров.
  • Развивать личные и социальные компетенции участников, необходимые в волонтёрской деятельности, повышать социальный статус волонтёра через средства массовой информации.
  • Возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  • Создать механизм работы отряда с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей.

Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности, вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в четыре этапа.

Подготовительный этап. На данном этапе ведётся подготовительная работа перед принятием детей: приведение в порядок территории лагеря, оформление комнат в соответствии с тематикой смены; подготовка необходимого для смены реквизита; инструктаж педагогического коллектива.

Организационный этап (1-3 дни). Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы. Привлечение участников для решения данного проекта.
На этом же этапе происходит заселение детей, распределение их по звеньям, первичное знакомство с тематикой смены. Проводятся мероприятия на знакомство, представление смены и звеньев.

Основной этап (4-16 дни). В течении основного этапа реализуются поставленные цель и задачи программы, определение содержания, составление плана работы, распределение обязанностей; проводятся различные лагерные мероприятия, ведётся внутриотрядная педагогическая деятельность.

Обратная связь (видеоотчеты, публикации в школьной газете).

Заключительный этап (17-18 дни). На данном этапе подводятся итоги смены, презентуется самостоятельный проект детей, выполненный в рамках тематики смены.

Акции проекта «Фабрика добрых дел»:

  • Благотворительная акция «От сердца к сердцу» (Дом-интернат).
  • Концерт «Это славное слово «Россия».
  • Экологические акции «Чистый двор», «Чистый родник», «Чистый посёлок».

В акциях принимают участие все отряды во главе с воспитателями и вожатыми и активные семьи ребят. В проектную, образовательную и социально-воспитательную деятельность вовлекаются все субъекты образовательного процесса: воспитанники, родители и педагоги.

Данная программа составлена для работы разновозрастной группы детей 7–10 лет.

Программа рассчитана на 18 - дневное пребывание в условиях пришкольного лагеря.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
  • Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.
  • Улучшение социально-психологического климата лагеря.
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
  • Развитие патриотической и гражданской активности, важнейших морально-нравственных и духовно-нравственных качеств, расширение представлений детей об истории своей малой родины.
  • Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями, формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга.
  • Обогащение опыта общения с природой.
  • Привлечение к разнообразной общественно значимой и досуговой деятельности.
  • Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
  • Смена запомнится детям и оказанное на них педагогическое воздействие возымеет положительный эффект.

Для педагогов:

  • Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
  • Повышение уровня педагогического мастерства.

Для родителей:

  • Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.

Критерии результативности программы

Критериями оценки результатов является:

  • желание/нежелание детей принимать участие в общей социально значимой деятельности;
  • активность и инициативность в ходе выполнения данной деятельности;
  • проявление требуемых морально-нравственных качеств в различных сферах жизни.

Принципы реализации программы

  • принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
  • принцип коллективной деятельности, взаимопомощи и поддержки;
  • принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
  • принцип самостоятельности и творческой индивидуальности, инициативы и оптимизма;
  • принцип дифференциации воспитания:
    отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;
  • толерантность;
  • безвозмездность;
  • патриотизм;

Основные технологии

  • Проектный метод;
  • Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации ;
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД);
  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Механизм реализации программы

Летний оздоровительный лагерь «Фабрика добрых дел» с дневным пребыванием детей и подростков - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.

Рефлексия: ежедневная и в конце смены.

Режим дня

8:30

Приход детей - Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает.

9:00

 Зарядка - Чтобы быть весь день в порядке,  надо сделать нам зарядку.

9:30

Завтрак - Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво.

10:00 -12:00

Мероприятия, спортивные соревнования, игры, экскурсии, работа по плану отрядов.- Кто-то любит танцевать, кто – то петь и рисовать.

12:00 – 13:00

Прогулки, оздоровительные мероприятия.

13:00 – 13.45

Обед  - Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой обед вкусный?

13:45 – 14:30

Клубный час.

14:30

Уход домой.

План-сетка

Дата

№ п/п

Содержание

01.06

«Здравствуйте, будем знакомы!»

Ознакомление с правилами и планами работы Инструктаж по ТБ. Беседа с инспектором ПДН
«Международный день защиты детей» - игровая программа
Игры на знакомство: «Ты + Я»
Оформление уголка отряда

02.06

«Юные друзья ПЧ»

Игровая программа по правилам дорожного движения.
Посещение ПЧ. «Правила поведения при пожаре»
Оформление отрядного уголка

 

04.06

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Беседа  «Безопасная дорога домой»
Посещение спортзала школы. Игра «Перестрелка»
Игровая конкурсная программа «Зов Джунглей»

 

05.06

«Чепуха»

Игры « Шиворот-навыворот».
Фотоконкурс «Летняя карусель».
Акция: «Наш цветник» (наведение порядка)
Конфетная вечеринка.

 

06.06

«Почитай-ка»

Посещение библиотеки. Акция: «Книжкина больница»
Викторина по произведениям А.С.Пушкина (библиотекарь)
Инсценировка сказки А.С.Пушкина. (конкурс между звеньями)
Конкурс рисунков на асфальте «Лукоморье»

 

07.06

 «Дом, в котором мы живём»

Викторина «Мой край родной»
Экскурсия по посёлку «Чудесное путешествие»
Акция «Мы чистюли» (уборка территории лагеря)

08.06

«Дорога в облака»

Беседа  «Правила поведения в транспорте и общественных местах».
Акция: «Экологический десант: ручей – источник чистоты»
Коллективный конкурс бумажных самолётиков

09.06

«Путешествие в Спортландию»

Квест-игра по станциям «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».
Оказание первой медицинской помощи
Лекарственные растения. Выход в природу. Конкурс: «Кто больше найдёт лекарственных растений, но их не сорвёт»
Диспут «Хорошо ли быть здоровым?»

11.06

«Это ты, моя Россия!»

Спортивные соревнования «Снайпер»
Беседа «Символика Российской Федерации»
Выступление перед инвалидами в доме-интернате
Акция: «День России» (вручение подарков)
Игра «Зарничка»

13.06

 

«Брызги лета»

Коллективно-творческая постановка «Под грибом» перед детьми ДОУ.
Мастер класс по декоративно-прикладному творчеству «Разноцветные бабочки»
Игровая конкурсная программа «День Нептуна»

14.06

«Непоседы»

Посещение клуба, мастер класс клубных работников
Эстафета «А ну-ка, догони!»

15.06

«Остров рекордов»

Веселые старты «Быстрее, выше, сильнее».
Акция: «Наведём порядок в посёлке» (в бассейне реки Биры)

16.06

«Девочки – ромашки, а мальчики – колокольчики»

Конкурс «Вальс цветов».
Викторина «Угадай мелодию»
Коллективная работа «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок»

18.06

«Зелёный патруль»

Викторина «В гостях у Лешего».
Экскурсия по посёлку
Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили».

19.06

«Мойдодыр»

«Праздник чистых рук»-инсценировка
«Шоу мыльных пузырей»-мероприятие
Акция: «Не оставайся в стороне» (оказание помощи пожилым людям посёлка)

20.06

С друзьями не расставайтесь!
(Все дела, запланированные в этот день, проводятся в парах)

«День бегуна». Нормативы.
«Поиски клада кота Леопольда»
Опыты «юного химика»
Конкурс рисунков «Я и мой друг»

21.06

 «Дорогою добра»

Проект «Фабрика добрых дел» (итоги смены)
Концертная программа «Добрый сказочник»
(приглашение детей ДОУ)

22.06

«День памяти»

Беседа о войне. Проект «Наша Победа» (краткосрочный)
Фотовыставка «И помнит мир спасённый» (совместно с инвалидами дома-интерната)
Выступление перед инвалидами и престарелыми дома-интерната
Митинг «Минута молчания». Возложение цветов к памятнику (совместно с клубными работниками)

Количество смен: I смена.

Место проведения: МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан, Облученского района, ЕАО.

14.03.2019