Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9


Формирование учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения, в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Педагог-психолог формирует базовые учебные действия на коррекционно-развивающих занятиях.

Базовые учебные действия – элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью имеет большое значение для их развития:

  • способствует успешному усвоению знаний, формированию умений, необходимых как в образовательном процессе, так и в жизни;
  • помогает овладению социальными компетентностями; 
  • помогает овладению доступными видами профильными труда;
  • способствует целостности развития личности обучающегося;
  • подготавливает к самостоятельной жизни в обществе.

Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, способствуют личностному и профессиональному самоопределению.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия имеют особое значение для развития личности, так как связаны с формированием произвольной регуляции деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Основная идея в работе по формированию базовых учебных действий: «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка».

Для успешного формирования базовых учебных действий мы создаем следующие условия:

  • преемственность обучения на всех ступенях образования;
  • тесная взаимосвязь: семья — школа — ребенок;
  • благоприятный эмоциональный фон;
  • учет индивидуальных и групповых особенностей обучающихся.

В работе по формированию базовых учебных действий придерживаемся следующих принципов:

  • принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить работу не от случая к случаю, а каждый день;
  • принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися, при котором задача ребенка – обретение базовых учебных действий, задача педагога – максимальное содействие ему в этом стремлении;
  • принцип комплексного междисциплинарного подхода. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и воспитателей является условием достижения намеченных результатов;
  • принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий, используя активные методы и приемы;
  • принцип отсроченного результата. Быстро можно получить лишь иллюзорный результат. В реальности личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются подспудно и длительно.

Особое внимание уделяем выбору технологий, учитываем возрастные и индивидуальные возможности учащихся, личностно значимый вид деятельности для каждого ребенка:

  • игровой метод: игры позволяют человеку сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания. Особенность игр в том, что они не являются строго направленными на развитие одной функции, они могут использоваться для снятия утомления, для повышения концентрации внимания, для повышения эмоционального тонуса, для создания эмоционально насыщенной атмосферы в группе и т.п.;
  • элементы сказкотерапии: сказки по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации до человека. Сказки и притчи помогают детям глубже понять свои сложности и проблемы и не вызывают сопротивления;
  • песочная игротерапия: заключается в естественной форме деятельности ребенка, приобретении знаний и жизненного опыта о событиях и законах окружающего мира. Развивает сенсорно-перцептивную сферу, творческие способности ребенка, психомоторную сферу (моторику рук, общую координацию движений). Ребенок реально «проживает», проигрывает возможные ситуации вместе с персонажами сказочных игр;
  • дискуссия: каждый ребенок в полной мере выражает свое мнение на основании своих знаний и опыта и внимательно слушает партнеров по дискуссии. Дискуссия может подвинуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки;
  • мозговой штурм: хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются, что создает безопасную атмосферу в группе;
  • моделирование жизненных ситуаций: предоставляет возможность показать учащимся существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях, разработать и использовать новые стратегии поведения, отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы;
  • арт-терапия: фототерапия, драматерапия, музыкотерапия, т.д. являются средством свободного самовыражения и самоосознавания. Техники расширяют возможности человека, помогают выстроить отношения с ребенком, позволяют выйти на проблему, обойти защитные механизмы, ориентированы на ресурсы человека;
  • информационно-коммуникационные технологии: преимущество использования информационных технологий заключается прежде всего: в большом интересе обучающихся к занятиям с компьютером; в  широких мультимедийных возможностях (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика – все это помогает более полно воспринимать информацию); в возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка; использование ИКТ-тренажёров; ИКТ помогают обучающимся в написании рефератов к психологическим конференциям, урокам в школе, в оформлении стенгазет и составлении коллажей;
  • метод рефлексии: психолог анализирует вместе с учащимся его результаты и возможности применения этих результатов вне ситуации занятия. Используем вопросы: «Что нового, полезного узнал на занятии?», «Что пригодится тебе в жизни?» и т.п.

Приоритет в работе отдаем следующим методам:

  • самостоятельный выбор учащимся темы, уровня сложности задания, форм и способов работы;
  • самостоятельная деятельность, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений;
  • осознанность цели работы и ответственность за результат;
  • групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

В образовательном процессе при формировании базовых учебных действий применяем элементы творчества, сюрпризности, парадоксальности, новизны известных фактов и многое другое, чтобы учащимся было увлекательно, интересно и познавательно.

Для формирования личностных учебных действий учим детей принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Примерами заданий являются упражнения «Я горжусь собой», «Цветок достижений», «Мои сильные и слабые стороны». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Волшебная лавка» учат детей видеть собственные достоинства и недостатки и принимать их в качестве необходимой части своего «Я».

Упражнения «Контакт глазами», «Поделись со мной» направлены на воспитание позитивных качеств личности. В игре «Волшебное зеркало» ребята находят сильные стороны каждого участника группы. Упражнения «Шаги к успеху», «Преодолей препятствие» способствуют развитию умений и навыков, необходимых для преодоления трудностей.

Личностные БУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования коммуникативных учебных действий мы учим детей умениям здороваться, прощаться, слушать, устанавливать контакт, высказывать свою точку зрения, просить о помощи, умению сказать «нет». Для развития навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с учащимися проводим дискуссии на темы «Что такое конфликт?», «Легко ли понять друг друга?». В ходе ролевой игры «В мире вещей» разыгрываем конфликты из жизни предметов (стол и солонка, парта и пенал, вилка и ложка), рассматриваем разные способы поведения в конфликте: избегание, подавление, приспособление, сотрудничество, компромисс. Проигрывая ситуации, учащиеся определяют, какой способ быстрее приведет к разрешению конфликта. В упражнении «Встань на его место» дети рассказывают о чувствах обидчика, объясняя причины его действий.

Коммуникативные БУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце занятия ученики оценивают свою работу и работу друг друга.

Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:

  • на выделение существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов: «Поиск общего», «Найди существенное», «Недостающие детали», «Сходство и различие»;
  • на установление видо-родовых отношений предметов: «Род-вид»;
  • на обобщение: «Назови одним словом», «Продолжи дальше (например: кастрюля, чайник, сковорода, …; диван, кровать, стол, …)»;
  • на сравнение: «Сравни картинки», «Сравни предметы (овощи, фрукты, деревья, птицы, животные)», «Чем отличаются и чем похожи?»;
  • на классификацию: «Что лишнее?», «Четвертый лишний» (на наглядном материале);
  • на воображение: «На что похоже?», «Дорисуй фигуры», «Кляксы», «Перевоплощения»;
  • на продолжение логического ряда: «Какая фигура (предмет) следующая?», «Продолжи узор»;
  • работа с пиктограммами;
  • лабиринты;
  • работа с разного вида таблицами;
  • работа со словарями;
  • различный дидактический материал.

Познавательные БУД направлены на формирование способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Для формирования регулятивных БУД мы учим учащихся:

  • ставить себе конкретную цель;
  • планировать свою жизнь;
  • прогнозировать возможные ситуации;
  • освоению способов преодоления жизненных проблем.

Эффективность перечисленных выше регулятивных учебных действий зависит от уровня саморегуляции ученика. Саморегуляция связана со всеми названными действиями. В широком понятии саморегуляция включает в себя весь спектр регулятивных действий от принятия цели до оценки. В узком смысле под саморегуляцией мы понимаем действия регулирования собственной деятельности, которые проявляются в ситуации выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей и задач, условий, особенностей личности.

Для развития регулятивных универсальных учебных действий важно научить ребенка:

  • контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
  • выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, алгоритму;
  • исправлять ошибки;
  • адекватно оценивать выполненную работу и т.д.

В коррекционно-развивающей работе большое внимание уделяем развитию саморегуляции действий, поступков, поведения, эмоционального состояния учащихся. Каждое занятие начинаем с определения эмоционального состояния ребенка. Мы предлагаем выбрать свою эмоцию, настроение, самочувствие среди масок, пиктограмм, цветных карт, цветов радуги, нарисовать цветное пятно, линии, рисунок. Игра «Чудесный мешочек» также проводится для определения настроения ребенка. В зависимости от выбора колючей елочки, мягкой игрушки или холодного металлического шарика психолог определяет эмоциональное состояние учащегося.

Для снятия психоэмоционального напряжения используем телесно-ориентированные игры и техники изо-терапии: рисование каракулей с закрытыми глазами, кляксы, раскрашивание картинок холодными цветами для успокоения, теплыми – для того, чтобы взбодриться и продолжить занятие.

Познакомившись с различными способами регуляции своего эмоционального состояния, учащиеся подбирают эффективные для себя способы снятия напряжения, повышения настроения. Нравится детям составлять видеокартинки, где они подбирают понравившуюся им фотографию и добавляют надпись с тем способом, который им помогает.

Регулятивные БУД обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности, саморегуляцию – способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коррекционно-развивающая работа педагогом-психологом осуществляется в трех принципиально отличающихся позициях:

1) «Делай, как я» - психолог показывает ребенку эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом, психолог берет на себя ответственность за данный способ действия;

2) «Давай сделаем вместе» - психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с ребенком;

3) «Давай подумаем, как сделать лучше» - психолог передает ответственность за осуществление найденного способа ребенку, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Содержание образования в нашей школе направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Я., 1997.