Внешняя политика СССР 1945–1953 гг. Урок-исследование по истории. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  • построение знаний о послевоенной внешней политике СССР.
  • развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • формирование ценностного отношения к заслугам своей страны.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX века, Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории для 9 класса», выпуск 2.

Встреча с проблемой.

1. Актуализация опыта

Учитель предлагает учащимся вспомнить характер территориальных изменений, произошедших в мире в результате Второй мировой войны.

Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, каковы были основная цель и направления внешней политики СССР в послевоенный период?

Осознание и формулирование проблемы. Каким образом удалось решить сложные задачи во внешней политике советскому руководству.

2. Построение знаний

3. Сбор информации

Учитель распределяет работу между группами.

Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.

1 группа работает с текстом учебника с. 265-267 и ищет ответ на вопросы: Какие изменения в международном положении СССР произошли после Второй мировой войны? Дать характеристику взаимоотношениям СССР и США в послевоенный период. На чем была основа жесткая политика США в отношении нашей страны?

2 группа работает с текстом документа и текстом учебника с. 265-237. Что такое «холодная война»? Можно ли говорить о «виновниках» развязывания «холодной войны»? Каковы основные положения речи У. Черчилля в Фултоне? Почему её иногда считают началом «холодной войны»? Какие точки зрения на проблему начала «холодной войны» вам известны?

3 группа работает с текстом учебника с. 267-269: Распространение сталинской модели. Какой характер носили отношения СССР со странами народной демократии в 1945-1952 гг.? Каким путём шло социалистическое строительство в них? Как вы думаете, можно ли считать экспортом в страны Восточной Европы советскую модель социализма? Что нового появилось в отношении КПСС и зарубежных компартий после окончания войны?

4 группа работает с текстом учебника с. 269-270: Апогей «холодной войны».

Чем объяснить начало военного противостояния в Корее? Когда оно началось и чем закончилось? Какие меры были предприняты в СССР в ответ на атомный шантаж США? Как вы оцениваете международное положение СССР к моменту смерти Сталина в марте 1953 г.?

4. Рефлексия

Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами:

  • «Меня удивило…»,
  • «Оказывается…»,
  • «Я понял, что…». 

Приложение