Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками


«Технология обучения, пишет Г.В.Рогова - это наука техники обучения, это знание того, как, обучать». Она включает в технологию следующие умения: рационально использовать время, адекватно выбирать приёмы. Правильно выполнять упражнения, целесообразно объяснять осваиваемые действия, использовать ТСО (технические средства обучения), раздаточный материал, картинки, пользоваться индивидуальной, парной, групповой и хоровой формой работы.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Если мы хотим научить ребенка, то учить этому нужно в условиях игры. Поэтому, наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу игры. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Для обучения детей, учитывая возрастные особенности, используем различные игры. Но особым видом игры являются дидактические. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обогащает и закрепляет их.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровых и дидактических задач. Дидактические игры и способы их ведения очень разнообразны.  Проводятся они как индивидуально, так и коллективно. Воспитатель не только вводит детей в ту или иную игру, но и участвует в ней сам.

Определенное место в обучении дошкольного возраста отводится наглядному материалу.

Во время прохождения темы:

  • «Дикие животные» провожу такие игры: «Кто лишний?», «Чей малыш?», «Лото», «Волшебный куб», «Домино», «Чего нет?» и др.
  • «Игрушки» - «Пустое место», «Четвёртый лишний», «Кто быстрее?».
  • «Времена года» - «Когда это бывает?», «Одень Машу по сезону», «Опиши».

Правила в дидактических играх выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактические и игровые задачи.

Ошибочно было бы думать, что в дидактических играх нет места детскому творчеству. Дети проявляют творчество, придумывая новые варианты. Например, в старшей группе дети играют в «Зоологическая лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней дети придумывают другие варианты: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, всё зависит от фантазии играющих. Но неизменной остаётся направленность ребёнка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

Для осуществления обучения детей дошкольного возраста возможно использование ролевых игр. Ведь именно в них создаются необходимые условия обучения.

Ролевые игры моделируют ту или иную реальную воображаемую человеческую потребность общения. Ролевые игры можно успешно использовать при организации ознакомления с новым материалом.   Игры могут с успехом использоваться при работе над развитием монологической и диалогической речи. Например, «В наш детский сад приехали туристы. Познакомьтесь с ними».

Использование ролевых игр придаёт обучению радость общения, а это радость переходит в радость общения.

Способность к ролевому поведению в игре формируются на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребёнком назначения предмета, т.е. благодаря практическому усвоению возможных действий с ним. Здесь уже недалеко и до принятия роли, и малыш с удовольствием делает это.

Например, во время прохождения темы «Пища» организую с детьми игры: «Магазин», «Кулинария». Тема: «Одежда» находит отражения в таких играх как «Ателье», «Дом Моды». Тема: «Домашние животные» - в играх «Мы фермеры», «Ветлечебница» и т.д.

Изучение темы «Дикие животные» очень любят игры: «Цирк», «Зоопарк».

При ознакомлении с новыми лексическими единицами большую роль играют игры драматизации, учитывая возрастные особенности детей. Игры драматизации способствуют пониманию характеров героев, мотивов их поведения. Для игр шьются различные костюмы и их детали. Они не должны быть сложными, с тем. Чтобы их дети могли быстро и легко надевать и снимать. Надевая костюмы, дети учатся превращаться в героев сказок и рассказывать от имени героя о своём внешнем виде, характере, о том, что он умеет и знает. В качестве «материала» можно использовать знакомые детям сказки, как на русском, так и других народов. В играх драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.

При организации игр можно руководствоваться такими рекомендациями:

Игры, могут быть частью образовательной деятельности или проводиться в один из режимных моментов.

Игра должна проводится неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность осмыслить, поставленную задачу.

Для ребёнка игра - необходимая потребность развития. Через игру он вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, её перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе игры формируются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие качества.

Работа по обучению детей дошкольного возраста будет более эффективным, если оно будет проходить в форме игры. Обучение детей оказывает огромное значение на дальнейшее его развитие и успешность обучения в школе.