Урок по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Экономика

Класс: 3


Цель: создать условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни; познакомить со способами обмена; пополним словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей создания денег, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

  • монеты достоинством: 1 рубль, 2 рубля, 10 рублей;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • экран;
  • компьютер;
  • учебник 3 класс (2 часть) Окружающий мир А.А.Плешакова;
  • тетрадь часть 2.

Ход урока

I. Организационный момент

(слайд 1)

- Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. У нас всё получится.

II. Актуализация знаний

- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Экономика)

- Что такое экономика? (Наука о рациональном ведении хозяйства)

- Назовите отрасли промышленности. (Добывающая, металлургия, электроэнергетика, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая)

- Назовите в классе предметы, явления, изготовленные разными отраслями промышленности.( Свет, тепло - энергетика, мел – добывающая, компьютер –электронная, одежда, обувь – легкая и т.д.)

III. Самоопределение к деятельности

(слайд№2)

- Кто это? (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

- Вспомните первые строки этого произведения.

(Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар.)

- Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)

- Как купила? (Заплатила деньги.)

- О чем пойдет речь на уроке? (О деньгах.)

Тема урока: «Что такое деньги» (слайд№3)

- Что вы знаете о деньгах? (Ответы детей)

- Какой же проблемный вопрос стоит перед нами? (Что такое деньги?)

IV. Введение в тему урока

(слайд 4)

В словаре С.И.Ожегова дано определение этого слова: «Деньги металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле –продаже, средством платежей и предметом накоплений».

(слайд 5, 6)

- Давным-давно, много веков назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Например, на Руси самые первые деньги ходили на четырех ногах, мычали и блеяли.

- Как вы думаете, что это за деньги? (Ответы детей.) (слайд 7,8)

- За одну овцу давали: 2 топора или 4 горшка (слайд 9)

- А где это можно было сделать? (На рынке)

- Что это такое? (Маленькое предприятие, где продают товары.)

1 группа ребят попала на рынок, где нет денег, только товары. Им даны только товары. (глиняные поделки, фрукты, овощи.)

Задача: Приобрести необходимый товар и вернуться домой с покупкой.

- Как они преобрели товары? (обменяли)

-Удобно было так преобретать товары? Как вы думаете, что сделали люди? (придумали деньги) (слайд 10–14)

- >Удобно было пользоваться всегда железными деньгами? (Нет)

- Часто корабли тонули из-за тяжёлых сундуков, которые с собой брали купцы.

- Какой выход нашли люди? Они придумали бумажные расписки, векселя, деньги.

- С течением времени в нашей стране деньги менялись и были разными. Бумажные деньги впервые появились в Китае. У нас в стране при императрице Екатерине II в 18 веке. (слайд 15, 16)

- Опять отправляемся на рынок. (продавцы,деньги,товары те же,покупатели)

2 группа ребят попала на другой рынок, где можно пользоваться деньгами. 2 группе даны деньги, товар, цены, при чем есть продавцы и покупатели.

Задача: Приобрести необходимый товар и вернуться домой с покупкой.

- Как вторая группа преобрела товары? (купила)

V. Работа по учебнику

(с.68-69)

- На доске схема (слайд 17)

ВЫВОД: - Назовите, какие существуют способы обмена? (Бартер и К- П)

- Что такое Бартер? (слайд 18)

Бартер – это прямой обмен товарами.

- Что такое Купля–продажа? (слайд 19)

Купля–продажа - это значит обменять товар на какое-то количество денег.

- Какой обмен удобнее? (Купля–продажа.) Чем? (Легче.)

- Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.)

- Так что же такое деньги? Могу ли я утверждать, что ДЕНЬГИ= ТОВАРУ?

ВЫВОД: - Значит ДЕНЬГИ – это…

- Найдите какое определение дано в учебнике? Вот какое дано толкование в словаре.

Учитель читает определение деньгам.

ДЕНЬГИ - это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

- Что такое «услуги»? (Плата за труд.)

VI. Физкультминутка

- Итак, на смену натуральному обмену товаров пришли деньги, как вы уже убедились, что они удобны. И люди давно поняли, что необходима денежная единица, которая будет служить платой за любой товар.

- Как называются деньги, которыми мы пользуемся сейчас? (рубль)

- Рассмотрите современную российскую монету.

VII. Практическая работа

(На столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

- Что изображено и написано на монетах?

- Разные части монеты имеют свои названия.

- Как вы думаете, какая из данных сторон монеты ЛИЦЕВАЯ? А какая ОБОРОТНАЯ? (слайд 20, 21)

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, т.е. достоинство, называется «реверс», или «решка». Почему «решка»? (Объяснение учителя.)

Сторона на которой изображен герб (портрет) – ЛИЦЕВАЯ. Она называется Аверс, или, как часто говорят «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «ЛЕГЕНДА». (Дети показывают части монеты.)

- Могу ли я приобрести товар в другой стране на наши деньги? Почему? Что для этого надо сделать? (Произвести обмен денег)

- Какие денежные единицы, кроме рубля вы знаете?

- Рассмотрите какие это могут быть деньги. (слайд 22)

- Очень часто люди откладывают деньги, берегут на будущее.

- Как они называются? (Сбережения.)

- Где нужно их хранить? (В банках)

- А для удобства на чём хранят и чем расплачиваются в магазинах? (карты)

(слайд 23)

VIII. Рефлексия

ТЕСТ

1.Что не могло быть товаро-деньгами?
А) скот
Б) бумага
В) зерно

2. Шкурки куницы в роли денег назывались:
А) резаны
Б) ногаты
В) куны

3. К слову «рубль» однокоренное слово:
А) рубаха
Б) рубин
В) рубить

4. Лицевая сторона монеты называется:
А) аверс
Б) реверс
В) гурт

5. Надпись на монетах называется:
А) аверс
Б) реверс
В) легенда

Самопроверка. (слайд 24)

IX. Итог урока

(слайд 25)

- Вам было интересно на уроке?

- Что вы узнали о деньгах?(по схеме рассказать)

- Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Итак, деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

X. Домашнее задание

(слайд 26, 27)

- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение окружающих, или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается.