Бинарный урок по математике и географии "Познакомимся с Египтом и повторим математику". 6-й класс

Разделы: География


Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими:

1) предметных результатов по географии

  • углубить и расширить полученные знания о Египте.

предметных результатов по математике:

  • развитие вычислительных навыков;
  • показать применение математических знаний в разных жизненных ситуациях;
  • прививать интерес к математике.

2) метапредметных результатов формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности при выявлении связей математики и географии;

3) личностных результатов:

  • умение грамотно говорить и легко выражать свои мысли;
  • применение полученных знаний в жизненных ситуациях.
  • расширение кругозора;
  • формировать умение применять изученный материал на практике.

План урока

  1. Знакомство с географическим положением Египта
  2. Знакомство с государственным строем, гербом и флагом Египта
  3. Знакомство с картой Египта
  4. Задача на масштаб
  5. Кодированные задания на решение уравнений
  6. Задача на проценты
  7. Диктант на действия с положительными и отрицательными числами
  8. Задачи на «Чудо света»
  9. Отношения величин. Золотое сечение.
  10. Задача на определение солености морей. Диаграмма.
  11. Рефлексия.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель географии: Наш урок хотелось бы начать со слов поэта-путешественника и романтика Николая Гумилёва.

И, кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнёзда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звёзды,
Как будто наш мир не открыт до конца.

Сегодня мы с Вами совершим виртуальное путешествие в одну из стран Африки, название этой страны Вам предстоит определить самим. На слайде – 4 изображения. Вы должны определить что это за страна? Вторая подсказка: «Одной из самых древних цивилизаций было государство на берегах Нила, возникшее в 3 тысячелетии до н.э. Определяющими этой цивилизации являются: папирус, пирамиды, сфинкс, фараон, храмы, иероглифы, мумии.»

Вы догадались как называется это государство?

Ученик: ответ Египет.

Египет или «Комет», т.е. «чёрная земля», так любовно называли свою родину древние египтяне.

Презентация. Слайд 1

Мы совершим путешествие в Египет и поможет нам его совершить «царица наук» - математика. Кому из Вас уже посчастливилось побывать в этой стране? А кто хотел бы? Тогда в путь…

2. Знакомство с географическим положением Египта

Слайд 2

У вас на столе лежит инструктивная карточка, которую мы с вами будем заполнять на уроке. (Приложение 1). А знакомство с этой страной мы начнем с географического положения. Это зад №1. Используя карту атласа «Политическая карта мира», вы должны выполнить задание и записать ответ.

Задание 1.

  1. На каких материках находится, в какой части -
  2. Столица государства и его координаты -
  3. С какими государствами граничит -
  4. К каким морям имеет выход -
  5. Какая река протекает -
  6. Назовите пустыни на территории страны -

Проверка выполнения задания. У карты.

Ученик: Египет – это государство, расположенное на северо-востоке Африки и юго-востоке Евразии. Лежит в двух частях света – Африке и Азии.

Столица Каир 30 с.ш. 31 в.д.

На востоке граничит с Израилем, на юге с Суданом, на западе – с Ливией.

На севере омывается Средиземным морем, на востоке – Красным.

90% территории занимают пустыни: часть Сахары, которая называется ливийская пустыня, Аравийская.

Река Нил течет через весь Египет.

3. Знакомство с государственным строем, гербом и флагом Египта

Слайд 3. Главой Арабской Республики Египет и верховным главнокомандующим является «раис» (т.е. президент).

Египет

Как картинка из книжки старинной, 
Услаждавшей мои вечера, 
Изумрудные эти равнины 
И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы, 
Что несутся вдоль глиняных стен, 
Орошая Дамьетские скалы 
Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды, 
С телом рыб и с головками змей, 
Как огромные, древние чуда 
Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет 
В час божественный трижды, когда 
Солнцем день человеческий выпит 
И, колдуя, дымится вода...
Николай Гумилёв

Учитель математики.

4. Знакомство с картой Египта

Наше путешествие начнется из московского аэропорта «Домодево».

Задание 2. Определить расстояние от Москвы до Каира по карте. И решите задачу.

Задача: Расстояние от Москвы до Каира по карте - (3,1см)

М 1: 100 000 000 ( в 1см 1000 км)

Найти путь, который необходимо преодолеть, и время в пути, если cкорость Боинга V=1000 км/ч.

Слайд 4

Наше путешествие начинается со столицы Египта.

Слайд 5

Задание 3. Решить уравнения и определить закодированное слово (КАИР).

Х + 5,6 = 15/2
2/3 – у = 4/7
4,2 * а = 420
в : 7/15 = 5/16

 

1/100

И

0

М

26/21

А

18,7

Х

1,9

К

7/48

Р

Учитель географии.

5. Знакомство с столицей Египта – Каиром

Каир стоит по обоим берегам реки Нил в северной части Египта. Старый Каир находится на восточном берегу реки. На протяжении веков она застраивалась беспорядочно, здесь находятся узкие улочки и перенаселённые многоквартирные постройки, сотни старых мечетей. Зима в городе тёплая, лето — жаркое, температура нередко превышает 40 градусов. Днём зимой температура обычно превышает 20 градусов, ночью холодает до 10 градусов, в отдельные ночи — до 5, изредка бывают почвенные заморозки. Поскольку город находится близ пустыни Сахары, осадки выпадают очень редко (климат засушливый), но если уж выпадают, то очень интенсивно, иногда вызывая наводнения. Каир один из наиболее сухих крупных городов мира.

Слайд 6

Учитель математики.

Задача 4: В Египте проживает около 90 миллионов человек. Жители Египта, арабы, являются потомками древних египтян и составляют 99% населения.

Сколько в Египте арабов.

Слайд 7–8

Задание 5. Диктант. Вычислить.

1 вариант 2 вариант
  1. 2,4 + 8,3
  2. 6,6 - 4,1
  3. 6 - 3,6
  4.  8,5 - 2,5 
  5. 17/6 - 8/3
  6. 3/5 × 20/27
  7. 1,8 × 3
  8. 12,9 : 3
  1. 5,6 - 4,3
  2.  7,1 + 4,8
  3.  8,3 - 3,3
  4.  17/10 - 7/5
  5.  4 - 2,7
  6.  5/8 × 16/25
  7.  1,6 × 4
  8.  20,4 : 4

Слайд 9. Ответы:

I вариант

 II вариант

 10,7

 1,3

 2,5

 11,9

 2,4

 5

 6

 3/10

 1/6

 1,3

 4/9

 2/5

 5,4

 6,4

 4,3

 5,1

6. Физкультминутка

За помощью древние египтяне обращались к могущественному божеству - богу Амон - Ра, к солнцу. Мы тоже поблагодарим солнце и поклонимся ему, как это делали жители Египта, за его гостеприимство. Встаньте, выйдите из-за парт. Займите свободное положение на расстоянии вытянутой руки и приготовитесь выполнять упражнения.

  1. Наклонитесь как можно ниже. Потрясите кистями рук, стараясь сбросить отрицательную энергию.
  2. Поднимаясь медленно, встаньте на носочки, найдите глазами солнце, нарисованное на слайде.
  3. Медленно поднимите руки над головой, как будто вы дотронулись до лучей солнца. Приобрели положительную энергию.

Приняли исходное положение и улыбнулись друг другу.

7. Знакомимся с чудесами света

Слайды 10, 11

Путешествие в Египет – это путешествие в саму древность. Памятникам, которые встречают туриста в этой удивительной стране, несколько тысячелетий. Пять тысяч лет, например, стоят на Земле величественные пирамиды. С них и начинается знакомство большинства туристов с достопримечательностями страны.

Заслушиваются сообщения учащихся о пирамиде Хеопса

Говоря о достопримечательностях Египта, нельзя не упомянуть о великом городе Александрии.

Александрия, названная в честь Александра Македонского, представляет собой город, где наряду с более поздними, арабскими постройками, сохранилось немало от античной эпохи.
Когда-то Александрия была самым великим городом эллинского мира. Городом учёных, философов, мудрецов…

Заслушиваются сообщения учащихся об Александрийском маяке

Учитель математики.

8. Задача

Высота Александрийского маяка в 2 раза меньше, чем Эйфелевой башни, а высота Останкинской башни на 240 м больше, чем Эйфелевой. Найти высоту маяка, если вместе они составляют высоту - 990 м.

Слайд 12

9. Задача

Слайд 13

Размеры пирамиды:

а =227,5 м

в =227,5 м

Найти:

  • периметр P
  • площадь основания S

10. Чем особенно знаменит Египет?

Египет является вожделенной страной для посещения среди многих туристов. Можно привести основные причины такого успеха.

Отличная погода. Ни для кого не секрет, что в Египте очень жарко. Такая погода идеально подходит для проведения приятного отдыха. Где же еще можно будет также приятно и быстро загореть? Египет в этом вопросе один из лидеров.

Море. Египет – это страна, которая омывается несколькими морями, а стало быть, пляжные зоны, теплая и ласковая водичка и горячий песок являются непременными атрибутами отдыха на природе. Что может быть лучше, для прекрасного отдыха?

Учитель математики: Слайды 14, 15, 16

Красное море – это самое соленое море в мире.

Задача:

Соленость Черного моря -18 г, Балтийского составляет 5/9 солености Черного моря, Красного - в 4,1 раза больше, чем Балтийского.

Определить соленость Красного моря Слайды 17, 18

11. Какой подарок можно привести из Египта? (папирус)

Задача: За настоящий папирус заплатили 25 долларов. Сколько рублей стоит папирус, если 1 доллар = 35,46 руб.

Слайды 19

12. Закрепление

Блиц

1. Первая столица объединенного Египта. Мемфис

2. Повелитель Египта, его правитель. Фараон

3. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. Писец

4. Знатные, знаменитые люди, советники фараона. Вельможи

5. Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. Амон – Ра

6. Сплав меди и олова. Бронза

7. Река, кормилица Египта. Нил

8. Необычные существа с туловищем льва и головой человека – охранники пирамид. Сфинксы

9. Свернутый в трубку лист папируса. Свиток

10. Пленник, человек без прав и свобод. Раб

11. Столетие. Век

13. Выводы с урока. Рефлексия

  • сегодня я узнал...
  • я понял, что…
  • я научился…
  • было интересно узнать, что…
  • мне захотелось… и т.д.

Приложение 1

15.03.2019