Физкультурно-речевой досуг «Праздник дорожных знаков» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: воспитывать умение самостоятельно пользоваться правилами дорожного движения в повседневной жизни.

Задачи:

  • закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
  • различать и знать значения дорожных знаков;
  • закрепить знания детей о правилах поведения на улице;
  • развивать интонационную выразительность, ритмичность речи;
  • работать над совершенствованием фразовой речи;
  • совершенствовать умения строить распространенные предложения в соответствии  с правилами управления и согласования;
  • совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
  • совершенствовать навыки координации речи с движением;
  • развитие зрительной памяти и слухового внимания;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • учить дружно,  играть в коллективе, четко выполняя действие;
  • совершенствовать элементы техники ходьбы, подлезания;
  • развивать ловкость, быстроту реакции  в подвижных и спортивных играх;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по сигналу;
  • доставить детям радость от взаимодействия  друг с другом в двигательно-игровой деятельности.

Оборудование: костюмы героев Светофор, Фрекен Бок, Шапокляк, Баба-Яга, девочка Редиска; фонограммы веселых зажигательных мелодий, загадки про транспорт, правила ПДД, дорожных знаков; 2 детские машины, кубики, 2 самоката, спортивный инвентарь (гимнастическая скамейка, дуги, тоннель, дорожки, «кочки» и др.), демонстрационный материал по дорожным знакам и правилам дорожного движения, загадки, карточки с вопросами на тему: «Правила дорожного движения и дорожные знаки».

Предварительная работа:

  • закреплять знания о правилах дорожного движения;
  • учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов;
  • расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на улицах города;
  • разучивание стихов;
  • разучивание ритмических упражнений, координации  речи с движением «На шоссе»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Гонки».

Ведущий:

Друзья, друзья, Праздник Дорожных Знаков будет!
Ура! Ура! Ура!
Светофор, Дорожный Знак
С радостью подскажут:
КАК, КОГДА, легко и просто
Пересечь нам перекресток

Дети:

Каждый знает, что без правил
Без дорожных не прожить.
Все должны мы на дороге
Осмотрительными быть!

Координация речи с движением «На шоссе»».
(Координация слова с движением; развитие творческого воображения; автоматизация шипящих звуков в речи)

По шоссе спешат машины.
- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины

Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль

И шипят со злом уже:
- Не спеш-ш-ши на вираже.

Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону

Ёж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком.

Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посох, идут медленно по кругу.

Над ежом кружится стриж:
- Ты куда же, еж, спешишь?

Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.

- Прямо в город, по шоссе
Тороплюсь я, как и все.

Опять идут, изображая ёжика.

- Будь, дружок, настороже,
Не спеши на вираже!

Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.

Под быструю музыку появляется Старуха Шапокляк (вбегает и оглядывается)

Шапокляк:

Какая я молодец! Спрятала дорожные знаки все. И Светофор я обидела. И грузовик опрокинула. Вот хорошие дела, ха-ха-ха! Ой! Кто это!? (показывает на ребят.) Такие славненькие, такие миленькие. ОЙ! Они же узнали мой секрет…

Вы, ребята, все молчите.
Ни кому не говорите,
Что Светофор-то я обидела.
Вы это как бы ничего не видели.
А опрокинул грузовик,
Возможно, ветер-озорник!
А за это, я ребята,
Принесу вам мармелад,
Много, много сладкой ваты,
Пастилу и шоколад.
Шоколадом, вам ребята, объедаться нравится? (Да).
Ой! Не слышу! Повторите! (Да.)
Чупа-чупсом наслаждаться вам, ребята, нравится? (Да)
Любите мороженое? (Да)
Любите пирожное? (Да)
Жвачки ароматные? (Да)
Тогда я пошла…..(Медленно уходит, оглядывается)
Принесу вам мармелад, пастилу и шоколад.

Под грустную музыку входит Светофор и плачет.

Светофор:

Что же делать? Как быть? Как дорожные знаки найти?

Ведущий:

Светофор, постой, не плачь. Мы поможем тебе.

Светофор:

Вы сможете мне помочь? Это дело не простое. Такое дело по плечу только сильным, смелым, ловким, внимательным. Вы справитесь?

Ведущий:

А ты проверь наших ребят.
С виду грозный и серьезный,
Очень важный Светофор
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Различать ты должен ясно –
Цвет зеленый, желтый, красный.

Светофор:

Хорошо проверю. Только сначала мои помощники напомнят ребятам некоторые правила:

Дети:

- Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Говорим и день и ночь –
Зелёный, Жёлтый, Красный.
- Наш домик Светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
- Самый строгий Красный свет
Если он горит
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
- Чтоб спокойно перешел ты
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро Жёлтый
В середине свет.
- А за ним Зелёный свет
Вспыхнет впереди
Скажет он – препятствий нет,
Смело в путь иди!

Ведущий:

Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – Внимание!

Светофор проводит игру «Красный, желтый, зеленый»
(На «Зеленый» топают ногами, на «Красный» - хлопают в ладоши, на «Желтый» - молчат.)

Ведущий:

Ну, что, Светофор, берешь наших ребят на поиски Дорожных Знаков?

Светофор:

Конечно, беру таких внимательных и смелых ребят.
С собою подсказку берите
И на помощь Дорожным Знакам идите.

Ведущий:

Ждут испытания нас впереди
Мы должны их достойно пройти!

Проводится игра «Полоса препятствий» (ходьба по следам, пролезание под дугами, ходьба по дорожке, по гимнастической скамейке).

Ребята встречают Фрекен Бок.

Фрекен Бок:

Кто сюда пришел ко мне? Что вам надо?

Дети:

Нам нужно найти дорожные знаки, которые спрятала Старуха Шапокляк. Помогите нам, пожалуйста.

Фрекен Бок:

Если загадки отгадаете, так и быть, покажу, где найти Старуху Шапокляк.
Если хочешь жить так долго
Без проблем и без обид,
Изучай скорей дорожный
«ПДДшный» алфавит.

А – асфальт проезжей части
Для машин, не для игры!
Б – путь будет безопасен
Светофор коль чтите вы!
В – уменьши вероятность
Нарушений ПДД!
Г – геройствовать не надо
На дорожном полотне!
А теперь, загадки:
- Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется. (Автомобиль)

- Горючая жидкость
Для заправки машин,
Она называется просто … (Бензин)

- Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

- Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

- Что за чудо -
Едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

- Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
- В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят (Улица)

Фрекен Бок показывает детям дорогу, куда им надо дальше идти.

Ведущий:

Ой, кто это там?

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга:

Слышу, слышу, русским духом пахнет! Зачем пожаловали?

Дети:

Помоги нам, Бабулечка-Ягулечка, найти дорожные знаки, которые Старуха Шапокляк спрятала.

Баба-Яга:

Ах, какие вы ласковые, вежливые. Очень я люблю кататься в ступе. Покатаетесь со мной, укажу дорогу.

Баба - Яга проводит игру «Эх, прокачу!»
(Во время игры дети притопывают ногами, услышав, сколько километров: 10 км – в медленном темпе, 50 км – темп убыстряется, 70 км – еще быстрее, 100 км – совсем быстро. Но при этом нужно совершать повороты. На команду «Вправо» - наклон вправо, на команду «Влево» - «влево», на команду «по тормозам» делаем шаг вперед любой ногой, руки вверх, произносим протяжное «и-и-и».)

Ведущий:

Баба-Яга, интересно с тобой  кататься в ступе. Давай мы теперь тебе покажем и научим, как машину водить.

Пальчиковая гимнастика «Гонки»

Раз, два, три, четыре, пять.

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.

Можно гонки начинать.

Теперь то же самое, но начиная с безымянного пальца.

По кругу, по кругу. Вперед и назад,

Теперь – по кругу в одну сторону и другую сторону.

Но пальцы машинку мою тормозят

Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты.

Закрылись.

Сжимают в кулак.

Машинка стоит в гараже.

 Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.

И фары погасли, не светят уже.

Проводится эстафета «Провези – не урони». Баба-Яга показывает дорогу.
Раздается звон колокольчика. На самокате въезжает девочка Редиска.

Редиска

Здравствуйте, ребятишки!
Мальчишки-шалунишки и девочки-припевочки!
Я девочка Редиска.
Вы пришли со мной поиграть?
Свою удаль показать?

Дети:

Мы пришли за помощью. Помоги нам, пожалуйста, найти дорожные знаки, которые спрятала Старуха Шапокляк.

Редиска:

Поиграйте со мной, помогу вам Старуху Шапокляк найти.
Я девочка Редиска
С красивой косичкой!
Тех, кого я догоню,
Я в фигуру превращу.

Проводится эстафета на самокатах. Редиска показывает дорогу.

Звучит музыка. Появляется грустная Старуха Шапокляк.

Шапокляк:

Как вы меня нашли? Я хорошо спряталась. Эх, придется прощение просить.
Вы простите меня, друзья?
Больше так не буду Я.
Свои знаки заберите,
И домой меня пустите.

Появляется Светофор, благодарит ребят и забирает знаки у Шапокляк.

Ведущий:

Ребята, посмотрите! Наши дорожные знаки заколдованы (на дорожных знаках исчезли надписи) Ах, хитрая Шапокляк!

Светофор:

Не волнуйтесь. Я знаю, как друзьям помочь. Нужно правильно ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Какое движение на нашей улице? Одностороннее или двустороннее? (После ответа появляется нужный «дорожный» знак.)
  2. Какой это знак? Что он означает?
  3. Какой это знак? Что он означает?
  4. Какой это знак? Что он означает?
  5. Где должны ходить пешеходы? (Появляется знак «Пешеходный переход»).
  6. Где должны ездить машины?
  7. Можно ли играть на проезжей части?
  8. Что такое перекресток?
  9. Какие сигналы светофора вы знаете?
  10. Кто регулирует движение на улице?

Светофор:

Спасибо, ребята, за помощь. Вы расколдовали дорожные знаки.
Светофор и Знак Дорожный
Вас научат осторожно
Улицу переходить,
На дороге не шалить!
Самый малый Знак Дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый Знак!

Ведущий:

В круг, друзья, скорей вставайте,
Танец  дружно  начинайте.
Все мы будем веселиться,
Петь и танцевать,
А Светофорчик радостно
Глазками сверкать
Стоит он улыбается,
Следит за детворой
Подмигивает глазками
Как будто он живой.

Ребята танцуют ритмический танец со всеми участниками.

Светофор:

Всех ребят благодарю и в конце сказать хочу:
Правила запоминай!
Четко все их выполняй!
Различать должны вы ясно –
Цвет «ЗЕЛЁНЫЙ», «ЖЁЛТЫЙ», «КРАСНЫЙ»!
На сигналы погляди,
А потом переходи!
А теперь, не зевай, сладкий приз получай!

Светофор угощает ребят.

Список использованной литературы

  1. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие . М. 2010. 88 с.
  2. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. М. 2010. 88 с.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб. 2008. 704 с.
  4. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: система работы в подготовительной к школе группе. М. 2012. 101 с.
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения. М. 2004. 80 с.