Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на интегрированных занятиях. Тема: «Геометрические фигуры» (старший возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. У детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности.

Актуальным сегодня является внедрение в деятельность детей дошкольного возраста разнообразных средств активизации, применения различных приемов и форм сотрудничества работы, среди которых заметное место занимают интегрированные занятия.

Одной из главных задач является выявление самостоятельных и творческих задатков детей. Для реализации данных задач используются разнообразные формы организации игровой и учебной деятельности, учитывая возраст детей, их физическое и умственное развитие.

Интегрированное занятие - это занятие, в котором вокруг одной темы объединены сведения различных учебных предметов. Целью таких занятий является формирование целостного мировоззрения, активизация их познавательной деятельности, повышения качества усвоения материала, создание креативной атмосферы в коллективе, создать предпосылки для разностороннего рассмотрения полного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, развитие воображения.

Творческая активность ребенка на занятии не возникает сама по себе, ее надо стимулировать, создавать соответствующую атмосферу.

Для развития познавательных интересов детей дошкольного возраста следует использовать разнообразные формы организации работы на занятиях, а именно:

  • использование упражнений на развитие сообразительности, мышления, внимания;
  • обогащение учебного материала задачами комбинированного типа, которые способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания;
  • выполнение интегрированных задач-комплексов, требующих использования знаний и умений из нескольких учебных дисциплин.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность накопления знаний и расширения кругозора. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Цель: Узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; упражнять в умении составлять геометрические фигуры из палочек; закрепить понятие «под», «над», «слева», «справа»; упражнять в счете в пределах десяти и обратно; задания на внимание.

Оборудование: геометрические фигуры, счетные палочки, набор цифр, лист бумаги, клей, мяч.

Ход занятия

1. Приветствие - разминка «Наши умные головки» (Психолог)

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, повысить уровень произвольного внимания.

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.

2. Игра: «Какой цифры не стало?»

На доске – цифры от 1 до 10. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну цифру в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось, но не называет, а показывает цифру (или говорит, что изменилось)

3.

Воспитатель: - Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).

Дети садятся за столы. Перед ними коробка со счетными палочками.

Воспитатель предлагает отсчитать три палочки и выложить треугольник.

Отсчитать еще две палочки и выложить еще один треугольник.

После выполнения задания спрашивает:

  • «Сколько треугольников? (Два)
  • Сколько четырехугольников? (Один)
  • Как называется четырехугольник? (Ромб)

Далее воспитатель предлагает детям отсчитать еще две палочки и сделать еще один треугольник.

После выполнения задает вопросы:

  • Сколько треугольников? (Три)
  • Какая новая фигура получилась? (Четырехугольник)
  • Как называется четырехугольник? (Трапеция)

Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и выложить квадрат. Как по-другому можно назвать эту фигуру? (Четырехугольник) Затем предлагает отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат. И задает вопросы: Сколько прямоугольников? (Один) Сколько квадратов? (Два) Сколько четырехугольников? (Три)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем.

4. Игра: «Не ошибись»

Цель: развитие внимания, скорости реакции, развитие мышления.

Дети образуют круг, В центре круга воспитатель (или ребенок). Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю.

Варианты игры: Какой день недели? Кто стоит справа (слева) от тебя? Какие дни недели, выходные? И т.д.

Психолог: Поиграли – теперь выполним еще одно интересное задание:

5. Упражнение «Геометрические деревья»

Цель: развитие логического мышления, повышение уровня произвольного внимания.

Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев). Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

6.

Воспитатель: А сейчас у нас с вами математический диктант.

Цель: закрепление понятий: «под», «над», «слева», «справа»; закрепление знаний геометрических фигур, задание на внимание.

Задание: перед вами лежат листочки и геометрические фигуры, возьмите клей и

  1. Приклейте посредине листа круг.
  2. Над кругом приклейте треугольник.
  3. Под кругом приклейте квадрат.
  4. Слева от круга приклейте прямоугольник.
  5. Справа от круга приклейте четырехугольник

7. Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: развитие мыслительной операции обобщения.

На доске крепятся картинки, на которых:

А) 3 предмета похожи на квадрат и один на круг.

Б) 3 предмета похожи на круг, один на треугольник.

В) 3 предмета похожи на треугольник, один на прямоугольник.

Г) 3 предмета похожи на круг, один на овал.

Д) 3 предмета похожи на прямоугольник, один на квадрат.

Задача детей назвать «лишнее» изображение и обосновать свой выбор.

В конце занятия подводится итог.

(О чем мы сегодня говорили и что больше всего понравилось на занятии).