Урок русского языка "Три склонения имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок изучения нового материала 

Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; учить распознавать имена существительные по типам склонений.

Формируемые УУД:

  • п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
  • к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • р. постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; 
  • л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Средства обучения: учебник, карточки.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование на учебную деятельность

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю»

 - гласит китайская пословица

 - К чему призывает нас эта мудрость?

Сегодня на уроке мы продолжаем постигать тайны русского языка.

 

 

 

Ответы детей. (как можно больше выполнять работу на уроке)

Актуализация знаний

- Посмотрите на данные слова:
Автобус, потом, в конце, по улице, по переулку, ехал, по площади, потом, пути, а.
- Слов какой части речи здесь больше всего?

Ответы детей (существительные)

Задание «Правда-неправда». Вспомним все, что знаем об имени существительном. Мои вопросы обсудите в парах, а ответы запишите в карточке в виде графического диктанта.
- Правда ли, что существительное обозначает предмет?
- Правда ли, что существительные отвечают на вопросы какой, какая, какие?
- Правда ли, что большинство существительных изменяются по числам?
- Правда ли что у имени существительного возможно определить время?
- Правда ли, что имена существительные изменяются по падежам?
- Правда ли, что род у имен существительных непостоянный признак?
- Проверим результаты вашей совместной работы. Если вы выполнили правильно, то можно заметить некую закономерность. Какую?

Работа в парах на карточках.

- Проверьте свои ответы на экране.

Проверка

Целеполагание, постановка проблемы

- А теперь последний вопрос:
Правда ли, что склонение существительных непостоянный признак, и одно и то же существительное может быть и 1-го, и 2-го, и 3-го склонения?
Почему этот вопрос вызвал затруднения?

Ответы детей (Я не помню эту тему; Я не понимаю, что такое 1-е, 2-е, 3-е склонение)

-Значит, какая тема урока? Более точно прочитайте в учебнике.

- Что можно узнать из данной формулировки? А говорит ли вам тема, от чего зависит склонение? Какая же цель нашего урока?

Работа с учебником

Ставят цель урока:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться…

Поиск путей решения проблемы

- Что же такое склонение?
- Где мы можем найти более точное толкование значения этого слова?
- Обратимся к словарю Ожегова.

Ответы детей.

Работа с толковым словарем.

Решение проблемы

- Предлагаю самим убедиться в этом. Вернемся к нашим словам.
- Какие задания вы бы предложили выполнить?

Ответы (составить предложения, назвать изученные орфограммы, распределить слова по частям речи)

- Составьте предложение, запишите его в тетрадь.
- Что можно сказать об этом предложении? Назовите однородные члены предложения. Определите падеж однородных членов предложения у доски с вопросом. Выделите окончания. Одинаковый ли падеж у всех этих имен существительных? Окончания? Почему?

Коллективная работа в тетради.
Индивидуальная работа у доски.

- Чтобы ответить на вопрос, почему у существительных в одном и том же падеже разные окончания, мы проведем свое научное исследование:
Распределите слова внизу слайдов в соответствии с указанием.

Работа на интерактивной доске.

- Когда распределяли слова на группы, на что обращали внимание?
- Вывод: оказывается, существительные распределяются на склонения именно по роду и окончанию.
- По данной таблице сделайте выводы, какие существительные относятся к первому склонению, второму склонению, третьему склонению?

 

- Какое же алгоритм необходим для определения склонения? Сейчас вы объединитесь в группы и составите его с помощью данных слов.
-Проверим, каковы же они в действии. Определим склонение существительного по улице. Смотрим на окончание –е. Помогло ли оно определить склонение? Чего не хватает? Нужно поставить в начальную форму. Теперь пробуем его в действии.

Работа в группах. Представитель от каждой работы показывает алгоритм

Работа над темой

 Распределительный диктант.
- Попробуем вместе определить склонения существительных, которые я вам продиктую.
- Запишите слова в три столбика по склонениям.
Слова: береза, платье, метель, юноша, мед, степь, путь.

Фронтальная работа

Задание «Найди ошибку»
- А теперь проверьте мою работу: я рассуждала так…

Определяют правильность выполнения работы

Вывод:
- Можно ли только по роду или только по окончанию определить склонение? Что нужно учитывать для определения склонения?

 

Самостоятельная работа

- Осталось проверить себя в самостоятельной работе. Если вы были внимательны и все поняли, то легко справитесь с ней.
Задание на карточке. (Дифференцированное задание по отработке навыка определения склонения.)
Дополнительная карточка с пословицами.

Самостоятельное выполнение, проверка.

Оценивание:
Без ошибок «5».
1-2 ошибки «4»
3-4 ошибки «3»

Подведение итогов урока

Может ли существительное одного склонения стать существительным другого склонения? От чего зависит склонение?
Вывод:
- Склонение это постоянный или непостоянный признак?

Ответы детей.

 Домашнее задание: упр.155; дополнительное задание по желанию: вставить пропущенные слова в пословицы, определить склонение имен существительных: Терпение и …. все перетрут. Без труда не вытащишь и ….. из ….. Один с ……, семеро с ……

 

Рефлексия

- Мне понятно всё, могу объяснить соседу…
- Мне понятно всё, но дома повторю…
Понял почти всё, но остались вопросы…

 

Физминутка проводится по усмотрению учителя.

Музыкальная

Проводят физминутку. Участвуют в физминутке.