Роль прилагательных в языке

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • познакомить с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в языке;
  • развивать умение различать прилагательные среди других частей речи.

Оборудование: ПК, учебник «Русский язык» для 4 класса, 2 часть, В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Просвещение, 2017 г., карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

- Назовите слова (Берег, кровать. огурец, черный, погода, орех)

- Запишите их.

- Что вы заметили?

- Какие это слова?

- Как называются гласные буквы в них?

- Можно ли их проверить?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Составьте предложение с ним.

-Запишите его и обозначьте главные члены предложения. Подпишите части речи.

(На березе строит гнездо черный грач)

- О ком говорится в предложении?

- Какое слово позволило нам ярко представить этот предмет? (Черный)

- Какую часть речи употребили, описывая этот предмет, и почему?

(Имя прилагательное, потому что называл признак предмета).

II. Актуализация знаний

- Прочитайте.

- Весна, небо, ранняя, черный, теплый, яркое, рожь, грач.

- Объясните лексическое значение слов грач, рожь.

- Сгруппируйте.

- Что заметили?

- Как написали?

- (Весна, небо, рожь, грач), (ранняя, черный, теплый, яркое).

- Почему?

- Приведите примеры.

III. Изучение нового материала

- Узнайте о ком речь?

(Этот жучок очень хорошенький. Головка у него черная, крылья красные, на крыльях темные пятнышки.)

- Кто догадался, о ком идет речь?

- Это божья коровка.

- Что обозначают  слова, благодаря которым вы быстро догадались, о ком идет речь?

- Какой частью речи они являются? Какую роль они выполняют?

1. Спишите текст, добавляя прилагательные.

- Пришла …..весна. С …. неба светит ….. солнышко. С ….. шумом бегут ручьи. На ….. березе строит гнездо …. грач. В …. воздухе поют птицы. В поле начались …. работы. Солнце хорошо прогреет ….. почву.

(Ранняя, голубого, веселым, старой, черный, полевые, холодную)

- Подчеркните прилагательные.

2. Работа с учебником (с. 5, № 2).

- Прочитайте.

- О какой птице идет речь?

- Слова, какой части речи помогли узнать птицу?

- Назовите их. Докажите.

- По каким признакам вы определили эти части речи?

- Какие из них помогают описать внешний вид птицы?

- Ее поведение?

- Отношение к ней автора?

- Как называется это часть речи?

-  Какую роль они выполняют?

- Докажите.

- Объясните свой ответ.

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Как вы думаете, почему?

3. Самостоятельная работа (Упражнение № 5).

- Спишите. Подчеркните имена прилагательные.

- Каким членом предложения является имя прилагательное?

4. Чтение правила (стр. 5)

Физкультминутка.

Птички в гнездышке сидят,
И на улицу глядят
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.

IV. Закрепление нового материала

1. Игра « Доскажи словечко».

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? (Лиса)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

2. Самостоятельная работа.

- Образуй от данных слов имена прилагательные.

Длина - длинный, лимон, осень, окно, камень.

V. Работа над пройденным материалом

- Выпишите только прилагательные.

(добрый, доброта, синее, синева, зелень, зеленые, пестренькая, пестрота)

- Какие слова выписали?

- Почему эти слова являются именами прилагательными?

VI. Подведение итогов

Закончите предложения:

  • Сегодня я узнал, какую роль имеют прилагательные в языке…
  • Теперь я знаю, что…