В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: научить читать и анализировать, правильно относиться к природе, к объектам живой природы.

Задачи:

Образовательные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.

Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.

Воспитательные: видеть красоту природы, изображенной в художественном произведении, взаимосвязь объектов природы, воспитывать уважительное отношение к ней.

1. Организационный момент

2. Мотивация

- Что такое олицетворение?

- Что такое воображение?

(Олицетворение - воплощение каких – либо черт, свойств (о живом человек).

Воображение - способность творчески мыслить. (Словарь С.И.Ожегова).

- Как, используя прием олицетворения, можно оживить предмет?

- Нужно ли наблюдать, чтобы о чем-то вообразить?

- Какую роль играет воображение в жизни человека?

- А наблюдательность?

-Поможет нам это выяснить произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)

- Кто автор произведения?

- Виктор Петрович Астафьев.

- Что мы знаем о писателе?

 Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край). В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Лирические рассказы автора в основном отображают жизнь в сибирских деревушках. Многие работы писателя были переведены и опубликованы в разных странах по всему миру.Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых.

4. Изучение нового материала

а) Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).

- А что же вы знаете о стрижах? Что это за птицы такие?

- Стрижи - ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.

Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. Стрижи дружный народ.

- Какие слова выберет автор, чтобы описать стрижиху?

- Могла быть стрижиха хорошей матерью?

- Объясните.

- Могут стрижата остаться одни?

- Какими могут быть стрижата?

- Где они живут?

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Стрижонок Скрип»?

- Расскажите, что вы видите.

- Каким будет финал?

б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)

- Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова.

Чтение текста на страницах 100-110.

Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)

Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно.

Щепотка – количество чего-нибудь, зажатое между пальцами.

Растопырил – расставил, раздвинул в стороны, торчком.

Насыпь – искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства

Яр - крутой берег, обрыв.

в) Работа с текстом после чтения

- Сколько в рассказе героев?

- Кого можно считать главным героем рассказа?

- Кого ещё можно главным героем рассказа?

- Как стрижонок Скрип появился на свет?

- Как прошли первые его дни жизни?

- Почему стрижата остались одни?

- Как писателю удается показать, что стрижи очень дружные?

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

- Что он почувствовал в этот момент?

- Как писатель относится к поступку мальчиков?

- Почему?

- Как вы думаете, автор сочинил эту историю?

- С помощью какого литературного приема он оживил эту историю?

- Могло ли такое случиться в его жизни, или это всего лишь его фантазия и воображение?

- Какие слова выбрал автор, когда стрижи прощались с родным краем?

- Для чего он выбрал именно эти слова?

5. Физминутка

«Совушка»

- «День наступает, все оживает»!

Дети изображают летающих птичек, жуков, насекомых, бабочек, стрекоз (машут руками-крылышками). Учитель-совушка наблюдает. Через некоторое время совушка говорит: «Ночь», - и все дети должны замереть.

6. Закрепление изученного материала

(продолжение работы с текстом после чтения)

- Определите жанр этого произведения? (рассказ)

- Кто главный герой этого рассказа?

- Почему с ним связана главная мысль рассказа?

- В чём она состоит?

- Что можете сказать об авторе?

- Какой он человек?

- Как относится к природе?

- Что мы можем сделать, чтобы в природе было всё взаимосвязано?

7. Рефлексия

- Над чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

- Всегда ли такие рассказы учат детей «урокам жизни»?

- Как надо относиться к «братьям нашим меньшим»?

8. Подведение итогов урока

- Оцените свою работу.

- Спасибо. Вы молодцы!