Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА»

Разделы: Логопедия


Продолжительность занятия: 40 минут.

Цели и задачи:

  • Обучающая: Сформировать у обучающихся понимание значений предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА». 
  • Коррекционно-развивающая: Развивать навык языкового анализа, уточнять, активизировать словарный запас обучающихся, закреплять навык употребления предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА» в предложениях (устно и письменно).
  • Воспитательная: Формировать самоконтроль.

Оборудование:

  • объёмное пособие – макет «Лесная поляна».
  • объёмные фигурки животных: лисы, волка, зайца, медведя.
  • графические схемы предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА».
  • картинный материал с изображениями: «девочка заходит за угол дома», «собака спряталась за кустом», «продавец встал за прилавок», «девочка выглянула из-за угла дома», «собака выглянула из-за куста», «солнце выглянуло из-за облаков», «из-за дома видна сосна», «за речкой раскинулись нивы».
  • карточки со слогами «ЗА», «ИЗ-ЗА».
  • карточки со слогами «ПРЕД», «ЛО», «ГИ».
  • доска, магниты.
  • листы бумаги, ручки, простые карандаши, линейки.
  • мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Поздоровайтесь.

- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, учителя. Давайте покажем, как мы умеем работать на уроке.

- Садитесь за парты. Спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

- Проверьте: «Всё ли необходимое к уроку у вас лежит на парте: лист бумаги, ручка, простой карандаш, линейка».

2. Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала

Сообщение темы занятия.

Формулировка целей и задач занятия.

Показ практической значимости изучения нового материала.

- Ребята, посмотрите на доску. (Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки со слогами «ЛО», «ГИ», «ПРЕД»). Что на доске? (Слоги).

- Прочитайте их, переставьте слоги местами и вы узнаете тему нашего занятия.

- Как называется тема нашего занятия (Предлоги).

- Сегодня мы будем изучать с вами предлоги «ЗА», «ИЗ-ЗА».

Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки с названием темы занятия «ПРЕДЛОГИ ЗА, ИЗ-ЗА»

- Мы узнаем значение этих предлогов, правила их написания, будем выделять их из предложений, сами придумывать предложения с этими предлогами, для того чтобы правильно писать предлоги в предложениях.

- Будьте внимательны на уроке, слушайте учителя и товарищей, выполняйте задания.

3. Усвоение нового материала

Выделение предлога «ЗА» из речи и уточнение его значения.

Учитель-логопед вывешивает на доску картинки, на которых нарисованы: «девочка заходит за угол дома», «собака спряталась за кустом», «продавец  встал за прилавок», «за речкой раскинулись нивы».

Учитель-логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог «ЗА»

- Какое слово повторяется  при назывании картинок («ЗА»)

- Что обозначает слово «ЗА»: (оно обозначает, что один предмет находится позади другого предмета, по ту сторону, вне, позади кого- чего-нибудь): «девочка позади дома», «собака позади куста», «продавец по ту сторону прилавка», «нивы по ту сторону реки».

Дети повторяют: «слово «ЗА» означает позади, по ту сторону».

- А теперь, я буду называть картинки  и в предложениях буду употреблять слово «позади». А вы вместо слова «позади», будете говорить «ЗА». Например: я скажу: «девочка позади дома», а вы скажете: «девочка за домом» (работа выполняется с перекидыванием мяча).

  • «Собака спряталась позади куста» (Собака спряталась за кустом)
  • «Продавец встал позади прилавка» (Продавец встал за прилавок).
  • «Позади речки раскинулись нивы» (За речкой раскинулись нивы).
  • «А знаете ли вы, что такое нивы?»  (учитель-логопед показывает картинку и объясняет значение слова «Нивы». Нива- это засеянное поле).

На доску вывешивается графическая схема предлога «ЗА»

Выделение предлога «ИЗ-ЗА» из речи и уточнение его значения.

Логопед вывешивает на доску картинки, на которых нарисованы: «девочка выглянула из-за угла дома», «собака выглянула из-за куста», «солнце выглянуло из-за облаков», «из-за дома видна сосна».

Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог «ИЗ-ЗА».

- Какое слово повторяется при назывании картинок («ИЗ-ЗА»).

- Что обозначает слово «ИЗ-ЗА»?: «Оно обозначает направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь».

На доску вывешивается графическая схема предлога «ИЗ-ЗА».

Дети повторяют: «Слово «ИЗ-ЗА» обозначает направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь».

Ребята, слово «ИЗ-ЗА» имеет ещё одно значение: «по причине чего-нибудь, по вине кого- чего-нибудь. Например: Из-за дождя мы не пошли гулять».

Дети повторите предложение: «Из-за дождя мы не пошли гулять».

- Ребята, скажите, что обозначает слово «ЗА» (один предмет находится позади другого, по ту сторону, вне, позади кого - чего-нибудь).

- Ребята, скажите, что обозначает слово «ИЗ-ЗА» (направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь).

- Какое ещё есть значение у слова «ИЗ-ЗА» (по причине чего-нибудь, по вине кого, чего-нибудь).

Выполнение действий с предметами

Работа с пособием «Лесная поляна»:

Логопед обращает внимание учащихся на пособие: «Ребята, сегодня на занятии мы с вами оказались в волшебном сказочном лесу на заснеженной поляне, где живут удивительные, сказочные звери. «Почему удивительные», - спросите вы. А потому, что любят эти звери играть в прятки. Как-то раз в один январский зимний денёк решили жители леса сыграть в свою любимую игру. Вышли они на поляну и давай в прятки играть. Ребята, посмотрите на поляну и скажите, кто куда спрятался.

Дети выходят по одному, находят сказочного персонажа и отвечают на вопрос. (Лиса спряталась за ёлкой, медведь спрятался за ель, волк спрятался за кустарник, заяц спрятался за берёзу).

Ребята, какое слово помогло нам понять куда спрятались звери (за).

Логопед выдвигает фигуры сказочных персонажей из-за деревьев и спрашивает детей:

  • Откуда выглянула лиса (Лиса выглянула из-за ёлки).
  • Откуда выглянул медведь (Медведь выглянул из-за ели).
  • Откуда выглянул волк (Волк выглянул из-за кустарника).
  • Откуда выглянул заяц (Заяц выглянул из-за берёзы).
  • Откуда выглянуло солнышко (Солнышко выглянуло из-за облаков).
  • Ребята, какое слово помогло нам понять, откуда выглядывают сказочные жители леса (ИЗ-ЗА).
  • Ребята, а можно так сказать: «Лиса выглянула из ёлки» (нет), а «Заяц выглянул из берёзы» (нет).
  • Почему (потому, что слово «из» имеет другое значение). Оно обозначает направление действия откуда-нибудь, место, откуда исходит что-нибудь. Например «Белка выглянула из дупла», «Тигр вышел из клетки».
  • Ребята, понравилось вам в сказочном лесу (Да). На следующих занятиях мы обязательно вернёмся в этот сказочный лес.

5. Физкультминутка

- Ребята, встаньте из-за парт.

- Встаньте друг за другом.

- Саша, за кем ты стоишь (Я стою за Серёжей).

- Серёжа, за кем ты стоишь (Я стою за Вовой). И т.д.

- Вова встань за Сашей, Саша встань за Серёжей и т.д.

- Тая выйди из-за Серёжи.

- Серёжа выйди из-за Вовы.

Встаньте в ряд, послушайте задания, запомните их и в точности повторите: сначала выполните 5 приседаний, потом 4 прыжка на двух ногах, потом 3 прыжка на правой ноге, потом 2 прыжка на левой ноге. Выполняйте.

Молодцы, ребята! Садитесь за парты.

6. Закрепление новых знаний

Графический диктант.

- Ребята, маленькие слова, изучаемые сегодня на уроке называются предлогами. Ребята, кто знает, как пишутся предлоги в предложении (слитно или раздельно) (раздельно).

Предлог «ИЗ-ЗА» сложный предлог. Он состоит из двух предлогов «ИЗ» и «ЗА». Писать мы будем его в предложениях  через дефис.

Сейчас мы будем писать графический диктант.

Я называю предложение, а вы определяете какой предлог в этом предложении. На листочках мы будем записывать предлоги, а остальные слова в предложении заменять чёрточками. Одному слову одна чёрточка.

Начинаем!

  • Из-за поворота выехала машина (Из-за  --------   -------   -----.)
  • Из-за холодного ветра нельзя было продолжить путешествие (Из-за   ----   ----  ---   ----  ---- ---.)
  • Солнце скрылось за горизонтом ( ----  ------ за   ---- .)
  • За деревьями прятался зайчонок (За  -----  ------  ---- .)

Работа с деформированными предложениями.

(задание на карточках).

Прочитайте предложения. Все ли предложения написаны правильно? Исправьте ошибки. Спишите предложения правильно. Выделите предлоги.

От ветра дети спрятались за дерево. Когда ветер стих, они вышли из дерева. Из проливных дождей реки вышли из-за берегов. Луна выглянула из-за туч. Из-за сильного снегопада в аэропорту отменили рейс самолёта. Гости сели за стол. Гости встали из стола. Мальчик выглянул из дерева.

7. Подведение итогов занятия

Вот и подошло к концу наше занятие.

Давайте подведём итог занятия:

  • Какие предлоги мы сегодня изучали.
  • Вспомните предложения с предлогом «за».
  • Вспомните предложения с предлогом «из-за».
  • Придумайте предложение с предлогом «за».
  • Придумайте предложение с предлогом «из-за».
  • Чему ещё мы сегодня учились на занятии?
  • Зачем мы изучаем предлоги «за», «из-за» (Чтобы правильно употреблять их в устной речи, грамотно писать).
  • На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?
  • Понравилось вам занятие?
  • Как вы работали на занятии? Оцените свою работу по таблице. Посчитайте баллы.
  • Что увидели? Молодцы!

Все ребята хорошо работали на занятии.

Занятие закончено.

Список литературы

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.  Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. — 680 с.
  2. Новикова Е.В. СЕКРЕТЫ ПРЕДЛОГОВ И ПАДЕЖЕЙ: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
  3. Ястребова А.В. Бессонова Т.П. Обучаем читать и  писать без ошибок. М, АРКТИ, 2007г.
  4. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Безрукова О.А. Грамматика русской речи. Комплект из 2-х книгах. М.: Каисса, 2007.
  6. Лукьянова О.В. Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС. Методические рекомендации. https://proshkolu.ru/user/olyaloock/blog/534781
  7. Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.В. Организация  и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение 1992.
  8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М, «Владос»1998.
  9. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма, М, АРКТИ 2005.