Методическая разработка "Военно-исторический (образовательный) квест «Забыты имена былых героев»"

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание


Возраст кадет: 5 класс (10–11 лет).

Определение мероприятия в системе воспитательной работы: Данное занятие входит в систему мероприятий, направленных на общеинтеллектуальное развитие личности и патриотическое воспитание кадет.

Определение формы: военно-исторический квест (образовательный) воспитательной направленности.

Актуальность занятия

В системе общего образования реализуются ФГОС на основе системно-деятельностного подхода как приоритетного в сочетании с другими современными подходами в образовании (личностно-ориентированным, культурологическим и др.).

К образовательным технологиям, отвечающим современным требованиям, может быть отнесена и квест-технология.

В основе выполнения квеста лежит «центральное» задание проблемного характера – разгадка тайны, поиск истины и др.

Сценарий соответствует возрастным особенностям детей. Выбранная тема актуальна, потому что она позволяет не только расширить кругозор кадет, но и параллельно решать вопросы патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

На занятии кадеты узнают не только много нового и интересного, но и обязательно придут к выводу, что надо любить свою Родину, помнить своих героев для того, чтобы быть великим народом.

Конкретные воспитательные задачи и педагогические цели

Цель: Расширение кругозора кадет через знакомство с именами великих полководцев России (с вектором на повышение чувства патриотизма).

Задачи:

  • Образовательные: углубить знания кадет об историческом прошлом нашей страны, формировать потребность в познавательных интересах и целостном отношении к знаниям.
  • Развивающие: развивать интерес к истории страны, биографии полководцев, героев. Анализировать полученные сведения, приводить их в систему.
  • Воспитательные: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за великое прошлое своей страны.

Мероприятие строится на интеграции технологии, объединяющей идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде; сочетающей целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного (отгадать героя Бородино) и серии вспомогательных заданий (найти подсказки: город, где родился герой, битвы, в которых принимал участие, портрет) с игрой по определенному сюжету.

Особое внимание обращается на проведение стадии «Погружение в проблемную ситуацию». Необходимо привлечь внимание кадет к обозначенной проблеме таким образом, чтобы цель всего воспитательного мероприятия стала личной целью каждого кадета. Для этого можно использовать неожиданный приём, например, просмотр диафильма при помощи фильмоскопа.

На мероприятии кадеты не получают знания в готовом виде. Им необходимо активно включаться в диалоговые формы общения и друг с другом для достижения поставленной цели.

Работу на занятии надо построить таким образом, чтобы кадеты были заинтересованы в выполнении заданий и оказании взаимопомощи своим одноклассникам, проявляли инициативу.

Роль воспитателя на этапе выполнения заданий сводится до функции тьютора, как предполагает квест-технология.

На занятии активно развиваются межпредметные связи. Знания, полученные в ходе воспитательного мероприятия, кадеты смогут применять на уроках географии, истории, обществознания, литературы. Развиваются коммуникативные способности кадет, что соответствует требованиям ФГОС.
Формирование различных групп УУД осуществляется через активизацию познавательного интереса кадет к историческим событиям, через изучение биографии и подвигов героя 1812 года Багратиона П.И., сыгравшего огромную роль в исходе Бородинской битвы и всей истории страны.

Упражнение на рефлексию позволит определить, вся ли информация, полученная кадетами, стала для них нужной и будет использоваться в будущем.
Основная трудность, которая может возникнуть в ходе проведения квеста – удержаться во временных рамках. Образовательный квест по учебным дисциплинам хорошо укладывается в 45 минут (согласно методической литературы). Практика же показала, что для проведения более глубокого и качественного образовательного квеста воспитательной направленности необходимо от 60 до 90 минут.

Список использованных источников

  1. Афоризмы про героев. URL: http://stuki-druki.com/ (дата обращения: 15.11.2018).
  2. Багратион. URL: http://100.histrf.ru/commanders/bagration-pyetr-ivanovich (дата обращения: 20.11.2018).
  3. Биография Багратиона. URL: http://www.ote4estvo.ru/geroi-otechestvennoj-vojny-1812-goda/168-bagration-petr-ivanovich.html (дата обращения: 21.11.2018).
  4. Василенко А.В. URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69
  5. Елизарьева, Л.В. Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении. URL: http://ucom.ru/doc/na.2015.11.02.132.pdf
  6. Жебровская, О.О. Международный вебинар «Живые квесты в образовании (современные образовательные технологии)». URL: http://ext.spb.ru/index.php /webinars/2209 2. 3.
  7. Игумнова, Е.А., Радецкая, И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 20.11.2018).
  8.  Каравка А.А. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf.
  9. Песня «Бородино». URL: http://litervsh.ru/images/audio/M_Lermontov_ Borodino_Muzika_Narodnaja_Ispolnjaet_ Krasnoznamennie_Ansambl_Pesni_I_
    Pljaski_Krasnoj_Armii.mp3 (дата обращения: 22.11.2018).
  10. Приёмы рефлексии. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/12/30/priemy-refleksii (дата обращения: 21.11.2018).
  11. Рокоссовский, К.К. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.11.2018).
  12. Шифры для квеста. URL: http://vo-podarok.blogspot.com/2016/09/13-shifrov-dlya-kvesta.html (дата обращения: 18.11.2018).

 Паспорт мероприятия

Тема

Забыты имена былых героев

Дата

Мероприятие было проведено 23.11.2018

Педагог/разработчик

Тишкова Кристина Константиновна, воспитатель (классный руководитель) 41 взвода

Цель

Расширение кругозора кадет через знакомство с именами великих полководцев России (с вектором на повышение чувства патриотизма).

Задачи

  • Образовательные: углубить знания кадет об историческом прошлом нашей страны, формировать потребность в познавательных интересах и целостном отношению к знаниям.
  • Развивающие: развивать интерес к истории страны, биографии полководцев, героев. Анализировать полученные сведения, приводить их в систему.
  • Воспитательные: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за великое прошлое своей страны.

Ведущая идея воспитательного мероприятия

«Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».
(К.К.Рокоссовский – советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза)

Используемые средства

Компьютер, проектор, smartboard, магнитно-маркерные доски, фильмоскоп, диафильм «Бородино», видеоролик «Багратион», песня «Бородино», портреты героев, плакаты с цитатами, книги о Бородинском сражении, о героях, конверты с заданиями, цветные карандаши или мелки.

Метод

Мотивация, демонстрация, упражнение, опрос, анализ деятельности и общение.

Форма

Военно-исторический (образовательный) квест

Предполагаемый результат в аспекте формируемых УУД

Развитие межпредметные связей, активное использование знаний, полученных в ходе классного часа на уроках географии, истории, обществознания, литературы. Развитие коммуникативных способностей кадет.

Кадет знает

Факты биографии П.И.Багратиона

Кадет умеет

Владеет полученными знаниями, может применять их в нестандартных ситуациях.

Направление духовно-нравственного развития кадет

Подпрограмма «Я и Открытие»

Подготовительный этап

Технологическая карта воспитательного мероприятия

Сценарий военно-исторического (образовательного) квеста «Забыты имена былых героев»

План проведения

I. Оргмомент. Вступительное слово воспитателя. (1 минута)

Доклад кадет о готовности к проведению мероприятия.

- Добрый день, товарищи кадеты!

- Ноги на месте? – На месте.

- Руки на месте? – На месте.

- Спинка прямая? – Прямая.

- Проверим готовность к проведению нашего мероприятия.

У вас в руках ничего не должно быть лишнего, с собой только позитивный настрой и улыбка до ушей.

- Всё есть? – Есть.

- Тогда начнём.

- Садитесь.

II. Актуализация знаний. (3 минуты)

В конце октября этого учебного года в Училище состоялось торжественное открытие постоянной музейной экспозиции из двадцати шести бюстов «Герои Отечества» – подарка Министра обороны Российской Федерации Героя России генерала армии С.К.Шойгу. Бюсты – образы великих полководцев и солдат Отечества, славных сыновей страны, на которых по истине могут равняться современные воины-защитники и вы, кадеты. В зале Воинской славы на 3 этаже 1 корпуса есть бюст советского военачальника, дважды Героя Советского Союза, К.К.Рокоссовского, которому принадлежат слова «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». (распечатать высказывание и портрет полководца, разместить на магнитно-маркерной доске).

А вы, ребята, много героев знаете? Вам зачем знать героев? Откуда Вы узнаёте про героев? (ответы кадет)

III. Погружение в проблемную ситуацию. (8 минут)

Когда я была маленькая, я любила читать книги про героев, смотреть фильмы о героях … Но в моём детстве не было компьютеров, ноутбуков, планшетов и прочих гаджетов. Даже телевизор у нас дома был черно-белый… Была у меня одна удивительная штука – фильмоскоп. Когда наступал вечер, я доставала фильмоскоп из шкафа, выбирала свой любимый диафильм и отправлялась в сказочное путешествие – в мир цветных картинок и захватывающих рассказов о героях. Ребята, вы знаете, что это такое фильмоскоп и диафильм?

(Ответы кадет. Если знают, то похвалить. Если не знают, кратко рассказать, показать)

Прошло много лет… Как-то, гостя у бабушки, в чулане я нашла свой фильмоскоп и плёнки. Начала смотреть их, разложила по баночкам, подписала. У меня много диафильмов про полководцев, генералов, простых солдат. И если вам интересно, то жду в гости, посмотрим все фильмы. Один из моих любимых диафильмов – «Бородино». О Бородинском сражении вы, конечно же, знаете. И вы, ребята, 8 сентября даже приняли участие в торжественной линейке, посвященной этому Дню воинской славы России. Предлагаю вам посмотреть кусочек диафильма всем вместе.

Просмотр фрагмента диафильма «Бородино» (музыкальное сопровождение)

Разговор о героях этой битвы. Если отгадают героя, предложить рассказать о нём больше. Если не отгадают (что наиболее вероятно), то предложить отгадать героя в процессе квеста.

IV. Объяснение правил. (5 минут)

Герой, которого Вам предстоит отгадать, писал: «В военной службе первейший предмет – воинский порядок, субординация, дисциплина, единодушие и дружба». Очень точно данное высказывание отражает ПРАВИЛА нашей игры (можно записать на доске, можно закрепить заранее приготовленные надписи).

Что же это значит? (Ответы кадет).

1. Воинский порядок – не баловаться, соблюдать порядок.

2. Субординация – выполнять указания командира, которого Вы выберете, и меня.

3. Дисциплина – громко не кричать, не ругаться, быть дисциплинированными.

4. Единодушие – добиваться полного согласия в мнениях, действиях всех участников группы.

5. Дружба – учитывать мнение каждого кадета и быть дружными.

Только, выполнив эти простые правила, Вы сможете выполнить все сложные задания, дойти до финала игры и отгадать (узнать тайну, получить больше информации) героя. И получить приз!

Время выполнения задания ограничено. Получив конверт с подсказкой для выполнения задания, делайте его вместе, следите за временем, ищите «тайный» знак, который поможет Вам. Все задания располагаются на игровом поле, которое находятся на доске. Задание с доски может взять только капитан команды. Выполнив одно задание, вы сможете приступить к следующему, получив конверт со следующим заданием у меня. Получив подсказку на каждом этапе квеста, Вам необходимо записать её в «Портрет героя» (Приложение), расположенный на другой доске. Если вопросов нет, то вперёд, к успеху!

V. Выполнение квест-заданий. (25 минут)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 КОМАНДЫ (Приложение):

I. 1 вариант задания

(5-7 минут). Шифр Окошко (Кизляр): На одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и «в окошках» пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если правильно приложить трафарет с окошками. Шифрованный лист находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисована синяя пушка. На трафарете – такая же синяя пушка. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот листок. Разгадав шифр, ребята получают слово, которое надо вписать в поле с изображением синей пушки на «Портрете героя». В этом поле располагается и другой «тайный» знак – синяя сабля – подсказка для 2 задания.

2 вариант задания

Шифр Темница (Кизляр): В решетку 3х3 вписываете буквы и шифруем слово.

II. (5-7 минут). Тайное письмо (русско-турецкая война). Письмо находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисована синяя сабля. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот листок. Надо разгадать тайное послание, для этого необходимо закрасить лист бумаги цветным карандашом. Разгадав послание, ребята получают название сражения, которое надо вписать в поле с изображением синей сабли на «Портрете героя». В этом поле располагается и другой «тайный» знак – синий револьвер – подсказка для 3 задания.

III. (5 минут). Пазл с изображение памятника Барклаю-Де-Толли. Конверт с пазлом находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисован синий револьвер. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот конверт. Надо собрать пазл, на нём надпись: «Ищите помощи у Барклая-Де-Толли» (портрет Багратиона находится за фотографией Барклая-Де-Толли). Получив портрет, ребятам надо разместить его в поле с изображением синего револьвера на «Портрете героя».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 КОМАНДЫ (Приложение):

I. 1 вариант задания

(5-7 минут). Шифр Окошко (Тифлис): На одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и «в окошках» пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками. Шифрованный лист находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисована зелёная пушка. На трафарете – такая же зелёная пушка. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот листок. Разгадав шифр, ребята получают слово, которое надо вписать в поле с изображением зелёной пушки на «Портрете героя». В этом поле располагается и другой «тайный» знак – зелёная сабля – подсказка для 2 задания.

2 вариант задания

Шифр Темница (Тифлис): В решетку 3х3 вписываете буквы и шифруем слово.

II. (5-7 минут). Тайное письмо (Итальянский и Швейцарский поход). Письмо находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисована зелёная сабля. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот листок. Надо разгадать тайное послание, для этого необходимо закрасить лист бумаги цветным карандашом. Разгадав послание, ребята получают название сражения, которое надо вписать в поле с изображением зелёной сабли на «Портрете героя». В этом поле располагается и другой «тайный» знак – зелёный револьвер – подсказка для 3 задания.

III. (5 минут). Пазл с изображение памятника Кутузову. Конверт с пазлом находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисован зелёный револьвер. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот конверт. Надо собрать пазл, на нём надпись: «Ищите помощи у Кутузова» (портрет Багратиона находится за фотографией Кутузова). Получив портрет, ребятам надо разместить его в поле с изображением зелёного револьвера на «Портрете героя».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 КОМАНДЫ (Приложение).

I. 1 вариант задания

(5-7 минут). Шифр Окошко (Грузия): На одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и «в окошках» пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками. Шифрованный лист находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисована красная пушка. На трафарете – такая же красная пушка. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот листок. Разгадав шифр, ребята получают слово, которое надо вписать в поле с изображением красной пушки на «Портрете героя». В этом поле располагается и другой «тайный» знак – красная сабля – подсказка для 2 задания.

2 вариант задания

Шифр Темница (Грузия): В решетку 3х3 вписываете буквы и шифруем слово.

II. (5-7 минут). Тайное письмо (Бородинское поле). Письмо находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисована красная сабля. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот листок. Надо разгадать тайное послание, для этого необходимо закрасить лист бумаги цветным карандашом. Разгадав послание, ребята получают название сражения, которое надо вписать в поле с изображением красной сабли на «Портрете героя». В этом поле располагается и другой «тайный» знак – красный револьвер – подсказка для 3 задания.

III. (5 минут). Пазл с изображение памятника Суворову. Конверт с пазлом находится на доске среди других заданий на лицевой стороне на нём нарисован красный револьвер. Кадетам надо догадаться, что необходимо взять именно этот конверт. Надо собрать пазл, на нём надпись: «Ищите помощи у Суворова» (портрет Багратиона находится за фотографией Суворову). Получив портрет, ребятам надо разместить его в поле с изображением красного револьвера на «Портрете героя».

Примечание*. У каждой команды разные портреты Багратиона (Приложение)

Воспитатель: Итак, ребята – вы молодцы! Нашли все подсказки. Нарисовали «Портрет героя». Послушайте, что у нас получилось:

По некоторым сведениям, родители будущего генерала переехали из Иверии (Грузия) в Кизляр (Дагестан) в декабре 1766 года (задолго до присоединения Грузии к Российской империи). Отсюда исследователи делают вывод, что наш герой был рождён в июле 1765 года в Грузии и скорее всего в столице – городе Тифлисе. В биографии этого героя подробно рассматривается вопрос о годе рождения полководца с указанием, что по разным источникам год рождения указывается в диапазоне между 1762 и 1769 годами. Наиболее ранний прижизненный источник – служебный формуляр, заверенный самим героем. В Большой российской энциклопедии, согласно «уточнённым», как указано, данным, сообщается, что герой родился я в Кизляре в 1769 году.
На военную службу поступил в 1782 году. Участвовал в войнах с горцами, и многого за это время навидался. Вскоре стал участником русско-турецкой войны 1787-1791. После турецкой компании воевал в Польше.

Большое будущее нашему герою пророчил сам Суворов, а похвала великого русского полководца много стоила. Петр участвовал в Итальянском (боевые действия русско-австрийской армии под командованием А.В.Суворова против французских войск в Северной Италии в апреле-августе 1799 года) и Швейцарском походах (21 сентября - 27 8 октября 1799 года, переход выступивших из Северной Италии русских и австрийских войск под командованием фельдмаршала Александра Суворова через Альпы в направлении Австрии). Во время походов проявил себя с наилучшей стороны, раскрыв окружающим все свои лучшие качества ум, решительность и храбрость.

В 1805 году он участвовал в кампании против французов под началом Кутузова. Кампания принесла русской армии и общественности в основном одни разочарования, но наш герой продолжал верно исполнять свой долг, проявив воинские способности, умело прикрывая отступление русской армии. Был удостоен нескольких высоких наград.

В 1812 году Наполеон двинул огромное войско на территорию России. Герой предложил Императору Александру план обороны, который был отвергнут. Александр принял план Фуля, и это чуть не привело к величайшей трагедии. Наш герой все же сумел проявить себя в качестве хорошего стратега и вышел на соединение с первой западной армией Барклая-де-Толли, спася, тем самым, русскую армию от полного разгрома по отдельности.

Армия отступала. Вскоре, спасать сложившееся положение был призван Михаил Кутузов. Кутузов решил дать генеральное сражение французам на Бородинском поле. Наш герой с радостью воспринял это известие. Армия его расположилась на левом фланге обороны русской армии и долго удерживала позиции, это имело большое значение в исходе всей битвы.

Был ранен, истекая кровью храбрец продолжал бой. Через некоторое время генерал ослаб и был вывезен с поля боя. Его увезли в имение, где он и скончался. Прах полководца захоронен на последнем его поле битвы – Бородинском.

Кадеты, может быть Вы догадались, о ком идёт речь? (ответы кадет…)

Если догадались: «Правильно! Молодцы! Давайте посмотрим видеоролик».

Если нет: «Давайте посмотри видеоролик и наконец разгадаем тайну, что же это за тайный герой, которого мы с Вами уже видели на диафильме».

Просмотр видеоролика.

Подведение итогов

  • Что нового узнали?
  • Для чего мы сегодня играли и узнавали новые и интересные факты о герое?

Надо подвести ребят к выводу, что надо любить свою Родину, помнить своих героев для того, чтобы быть великим народом.

V. Рефлексия. (5 минут)

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Кадетам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Спасибо за плодотворную работу! Успехов вам, товарищи кадеты!

16.04.2019