Внеклассное занятие «Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников». Тема: «Деньги. Копейка рубль бережёт. Личные финансы и экономия». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Экономика


Цели занятия: изучить структуру личных финансов, практическое закрепление навыков накопления, сбережения и разумной траты личных финансов.

Предметные образовательные результаты:

  • ознакомить учащихся с понятием “Личные финансы”,
  • ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения;
  • усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: финансы, деньги, источники , виды доходов и расходов:
  • овладение предметными умениями: практической деятельностью учащихся с личными финансами (зарабатывание , сохранение, преумножение капитала).

Метапредметные образовательные результаты

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:

  • развивать умение работать в группе,
  • воспитание рационального отношения к личным финансам,
  • формирование социальной активности и самостоятельности,
  • выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников); банкноты 50, 100, 500, 1000 рублей..

Ход занятия

I. Мотивационный этап

- Для всех мы в обилии рождаемся на свет. 
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая, 
Из кармана в карман скачет. (Монета.)

Презентация

– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах. Слайд №1

– Что такое деньги? (Ответы учеников.)

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». Слайды №2–3

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

II. Актуализации знаний

- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)

- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

 Функции денег. Для чего нужны деньги? Слайд №4

- Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)

- Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)

- Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)

- Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о личных деньгах. (Личные финансы)

-  Мы с вами постараемся понять, что такое личные финансы, как их можно заработать и преумножить ребёнку, на что их лучше потратить. И что значит выражение «КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ»?

1. Практическая работа

- Для эффективной работы над этой темой вы разделились на группы.

Формирование групп из числа учащихся по желанию.

(Работа проводится в группах. У каждой группы на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей, 50, 100, 500 и 1 тысяча рублей.)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните. Слайды №5–6

– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)

– Опишите монету достоинством 1 рубль.

2. Графический диктант

– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».

  • Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. -
  • Плата за работу – заработная плата. +
  • Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения. +
  • Оборотная сторона монеты – гурт. -
  • Надпись на монете называется легендой. +

(После выполнения задания проводится самопроверка.

 Проверка: –, +, +, –, + ) Слайд №7

Прослушайте притчу.

«Ученик спросил Мастера:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. 

И доказать это просто. 

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;

еду, но не аппетит;

лекарства, но не здоровье;

слуг, но не друзей;

жилище, но не домашний очаг;

развлечения, но не радость;

образование, но не ум».

- Назовите тему, обсуждаемую мастером и учеником (деньги).

III. Открытие и закрепление новых знаний

1 группа

- Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

(Карточка № 1 -Что можно назвать личными финансами?)

Обсуждение ответов каждой группы

2 группа - Вы мечтаете что-то себе купить. Откуда вы можете взять деньги? (Накопить карманные деньги, подарок деньгами, заработать)

- Теперь будем учиться рассчитывать накопленные деньги. Для этого вам надо выполнить следующее задание.

(Карточка № 2 - Откуда вы можете взять деньги?)

Обсуждение ответов каждой группы

3 группа

- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

- Какую тетрадь вы купите: с разноцветной картонной обложкой за 40 рублей или такую же, но с простой обложкой за 10 рублей? Что можно сделать с сэкономленными деньгами? (Отложить на более нужную покупку)

(- На что потратите сэкономленные деньги? Карточка № 3)

Обсуждение ответов каждой группы

4 группа

- Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.

- Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.

- Ваша задача: внимательно прочитать крылатое выражение и найти подходящее значение. (Карточка № 4 "платить той же монетой", "гроша медного не стоит", "принять за чистую монету")

Обсуждение ответов каждой группы

IV. Подведение итогов занятия Стих читают ученики

- С какими понятиями мы познакомились на уроке? (личные финансы, деньги, доходы, расходы)

- Давайте вспомним нашу притчу.

- Какова главная мысль притчи? (Деньги в жизни не главное)

- А вы согласны с мастером?

- Что нельзя купить за деньги?

- Что, по мнению автора не имеет цены?

- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?

- Пословицы о деньгах, как вы их понимаете? Слайды №8-9

V. Рефлексия Подведение итога

Слайд №10

Фильм «Фиксики и деньги»

17.04.2019