Школа успеха для будущих первоклассников

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Школа является неотъемлемой частью жизни ребенка в современном мире. Многие родители начинают заранее готовиться к этому моменту жизни их детей. Они проводят мониторинг школ, учителей, программ обучения, выбирая лучшее для своего ребёнка. Узнают друг у друга информацию о школе, её местоположение, благоустройстве территории, по какой программе занимаются, входит ли школа в топ лучших, какие кружки и секции есть в ней. Взрослые учитывают практически всё, кроме готовности своих детей к школе. Многие считают, что по достижению 7 лет ребёнок должен идти в школу и он априори готов, но это, к сожалению, не всегда так. И тут начинаются трудности. Трудности в овладении грамотой, письмом, трудности в счёте и пространственной ориентации т.д. И тогда остро встаёт вопрос: «Нужно ли готовить ребёнка к школе?». Опираясь на собственный опыт педагога и мамы двоих детей, однозначно говорю: «ДА».

Сейчас существует множество курсов для детей по подготовке к школе, право родителя самому выбирать нужны ребёнку курсы или нет. Даже семьи, которые имеют материальные затруднения, могут подготовить ребенка к школе самостоятельно. Для этого необходимо совсем немного:

  • Время для занятий с ребёнком;
  • Компьютер;
  • Тетради, цветная бумага, альбом для рисования и канцелярские принадлежности.

Сейчас очень много материала есть в Интернете, родителю нужно подобрать материал и распечатать его.

Как же разобраться, какой материал подобрать для занятий с ребёнком? Для начала мы должны понимать, какими знаниями и умениями должен обладать будущий первоклассник, и какими знаниями и умениями ребёнок обладает сейчас. Затем согласно каждому из пунктов нужно подбирать задания. Занятия могут проходить где угодно и когда угодно, а задания могут быть самыми необычными.

Знания и умения будущего первоклассника:

Общие знания о себе и своей семье

  • Знать и называть своё имя, фамилию;
  • Знать и называть свой возраст и дату рождения (число, месяц);
  • Знать и называть имя, отчество и фамилию родителей, их профессию и место их работы;
  • Знать и называть других членов семьи;
  • Знать и называть свой адрес (город, улицу, дом, квартиру);

Общие знания и умения о окружающем мире.

  • Знать и называть времена года и характерные приметы;
  • Иметь представление о различных природных явлениях;
  • Знать и называть месяцы, определять их последовательность;
  • Определять какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра;
  • Знать, называть и различать овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения;
  • Знать и называть части тела человека;
  • Знать, называть и различать предметы одежды, обуви и головных уборов;
  • Уметь различать домашних и диких животных, а также уметь называть детенышей животных;
  • Уметь называть и определять различия между несколько зимующими и перелетными птицами;
  • Знать и называть некоторые профессии;
  • Знать и называть различные виды спорта;
  • Знать и называть разновидности транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Занятия с ребёнком по развитию знаний о окружающем мире может проходить где угодно (на улице, в магазине, в парке, в ванной, во время приёма пищи и т.д.). Черпать знания ребёнок может из всего, что его окружает. Главное обратить его внимание на это.

Развитие речи у детей

Развитие речи ребёнка очень важный компонент и является основой для последующего овладения грамотой. Для этого у ребёнка должно быть:

  • Правильно сформировано звукопроизношение (произношение звуков должно быть четким и хорошо артикулируемым);
  • Развит фонематический слух и восприятие (ребёнок должен уметь повторять слоги в определенной последовательности, различать слова со сходным слоговым составом, определять определённый звук в ряду других звуков);
  • Правильное произношение слов различной слоговой сложности;
  • Развита лексическая сторона речи (обобщающие понятия, подбор прилагательных к существительным, подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам);
  • Развит грамматический строй речи (ребенок должен уметь понимать предложные конструкции с обозначением места, уметь преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное, уметь согласовывать числительные с существительными, уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные, уметь образовывать глаголы при помощи приставок);
  • Развита связная речь (умение ребенка пересказывать текст, умение рассказывать по картинки, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, умение рассказывать рассказ из личного опыта, умение заучивать наизусть небольшие стихотворения, умение отгадывать загадки).

Заниматься с ребёнком по развитию компонентов речи нужно систематично, с постепенным усложнением заданий. Также особое внимание нужно уделять последовательности выражения мыслей ребёнка, способности анализировать описываемые события, использовать во время высказывания развёрнутую фразу.

Знания о математических представлениях

Развитие элементарных математических представлений ребенка начинается уже с раннего возраста, и с каждым возрастным этапом эти знания обогащаются и пополняются. На момент младшего школьного возраста ребёнок должен иметь следующие знания:

  • Знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, цилиндр, ромб);
  • Уметь сравнивать предметы по размеру (выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже), форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • Уметь ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право-лево, вверху-внизу, правый верхний угол, левый верхний угол, нижний левый угол, нижний правый угол, по центру, перед, между, за);
  • Уметь сравнивать количество предметов в группах;
  • Знать графическое изображение цифр от 0 до 9;
  • Уметь называть последовательно и в обратном порядке числа в пределах 10;
  • Умение определять предшествующее и последующее число (в пределах 10);
  • Умение определять больше, меньше, сколько всего;
  • Уметь решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Занятия по развитию математических навыков - это весёлые занятия, потому что, осваивать счёт можно где и когда угодно. Можно считать всё (деревья, машины, окна, облака и т.п.). Придумывать всевозможные задачки. Выкладывать цифры из камушков, листиков, палочек. Группировать предметы. Придумывать цифрам, геометрическим фигурам различные окраски и образы.

Общая и мелкая моторика в жизни будущего школьника

Очень важной частью подготовки ребёнка к школе, является развитие координации, общей и мелкой моторики. Подготовка кистей и пальцев рук, является важным компонентом при овладении графическими навыками. Итак, что должен уметь ребёнок, который идет в школу:

  • Уметь правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • Уметь складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • Уметь штриховать фигуры (стараться не выходить за контуры);
  • Уметь вырезать из бумаги (полосы, геометрические фигуры);
  • Уметь лепить из пластилина и глины;
  • Делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика кистей и пальцев рук, помогает ребенку овладеть навыком письма, что в свою очередь влияет на качество речи ребёнка. Развивать моторику можно готовя с ребёнком обед, перебирая крупу, занимаясь выпечкой, а также рисуя картины, делая поделки и собирая пазлы.