Урок обучения грамоте "Написание строчной буквы ф". УМК «Школа России»

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву ф, навыка письма слов с изучаемыми буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.

Задачи:

  • Образовательная: учить каллиграфически правильно писать букву ф. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику.
  • Развивающая: развивать умение находить звуки ф в словах, предложениях, осознание значимости изучаемого материала, развитие фонематического слуха, развитие монологической и диалогической речи.
  • Воспитательная: осознание ценности совместной деятельности, воспитание культуры общения на уроке.

Планируемые результаты (предметные):

  • осуществлять сравнение печатной и письменной букв;
  • выполнять слого-звуковой анализ слов;
  • грамотно записывать слова и предложения;
  • списывать с печатного шрифта;
  • составлять слова из букв и слогов.

Личностные результаты:

  • иметь личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

Формируемые УУД:

  • Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действий; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие.
  • Познавательные: общеучебные – осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполнять слого-звуковой анализ слова.
  • Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга; согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания; адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера.

Тип урока: урок получения новых знаний и умений.

Оборудование: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова Прописи, часть 4; демонстрационная таблица с буквой ф, учебный диск «Азбука», доска, презентация, толковый словарь, карточки со слогами для индивидуальной и коллективной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 
Встаньте ровно, ножки вместе, 
Подтянитесь, улыбнитесь 
И тихонько все садитесь. 
Будем мы писать, трудиться, 
Ведь заданья нелегки. 
Нам, друзья, нельзя лениться, 
Так как мы – ученики.

2. Актуализация знаний

Игра «Кто внимательный?»

Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фонарик, флаг, телефон, асфальт, филин, флот, фотография.

Дайте характеристику этим звукам. Какой буквой обозначаются эти звуки?

3. Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока

А сумеете ли вы в прописях написать названия этих слов?

Какая проблема возникла?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели мы поставим перед собой?

4. Формирование новых знаний, умений и навыков

Работа в рабочей тетради. (с. 30)

  • Подготовка руки к написанию буквы: написание линий по спирали.
  • Сравните написание печатной и письменной строчной буквы ф. (демонстрационная таблица)
  • Из каких элементов состоит письменная строчная ф? Обведите эти элементы в Прописи.
  • Показ написания буквы ф (диск). Расскажите, как вы будете писать эту букву. Обведите букву ф.
  • Написание буквы под счет (показ учителя), написание в воздухе.
  • Написание строчки буквы ф. Подчеркните ту букву, которая получилась у вас лучше всех.
  • Написание слогов с буквой ф. Прочитайте слоги. Какое соединение между буквами? (показ)

Физкультминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружины все присели
И тихонько разом сели.

Слого-звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (филин)

Найдите отгадку в тетради.

- Выполним слого-звуковой анализ слова.

- Запишите слово «филин».

- Написание соединения фл и слова «флаг».

- Какое «опасное место» в слове «флаг»? Подчеркните. Напишите слово.

Работа с предложением: На каждом корабле есть флаг.

  • О чем предложение?
  • Что говорится о флаге?
  • Сколько слов в предложении?
  • Подчеркнем «опасные места».
  • Запишите предложение.
  • Поставьте в словах ударение и разделите слова на слоги.

Рассказ учителя

На любом корабле должен быть флаг. Во-первых, государственный флаг страны. (1 слайд) На военных кораблях военно-морской флаг является боевым знаменем корабля. Это Андреевский флаг. (2 слайд) На любом корабле ВМФ постоянно имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при конкретных обстоятельствах и на четко установленных местах, имея строго определенное значение. Существуют сигнальные флаги. (3 слайд) Они обозначают какую-либо букву или слово, фразу. С помощью таких флажков можно составить любое сообщение. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов. (4 слайд) В дни праздников украшают такими флажками корабли. Моряки должны уметь ими пользоваться.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики сгибаем,
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять.
Крепко кулачки сжимаем.
(сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее)
Начинаем разгибать.
(затем расслабляют их и разжимают)
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторяют упражнение несколько раз.

5. Закрепление изученного

Игра «Составь слова».

Прочитайте задание.

Моряки на корабле составляют фразы из сигнальных флажков, а вы составьте и запишите слова из указанных букв. (фарш, шарф)

Что такое фарш? (толковый словарь)

6. Работа в парах

Составьте из слогов 3 слова: кон-фе-ты, зе-фир, ва-фли.

Проверка у доски.

Запишите слово «конфеты», обозначьте цветными точками звуки. (проверка)

Разгадайте ребусы.

Запишите отгадки под диктовку. Проверка по образцу.

7. Итог урока

  • Вспомните, какие задачи ставили для выполнения на уроке?
  • Выполнили эти задачи?
  • Чему научились?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Нарисуйте смайлик на полях: если вы дольны своей работой на уроке, у вас всё получилось, нарисуйте улыбку; если не совсем довольны своей работой, то грустный смайлик.