Задачи на движение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

Тип урока: урок отработки и рефлексии.

Цель урока: создать условия для активного повторения и закрепления задач на движение.

Задачи:

Образовательная:

  • формировать умение решать задачи на движение;
  • вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки;
  • учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

Развивающая:

  • развивать внимание и оперативную память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать умение слушать товарища;
  • добавлять, рассуждать, доказывать;
  • прививать любовь к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, учебник М.И.Башмакова, М.Г.Нефедова "Математика. 4 класс", карточки.

Планируемые результаты:

  • Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач.
  • Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Универсальные учебные действия: (метапредметные):

  • Регулятивные: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Познавательные: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
  • Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; учится работать коллективно.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Психологический настрой.

Доброе утро, ребята.
Сегодня у нас необычный день. К нам на урок пришли гости, и мы должны показать им свои знания и умения, которые получили на уроках математики. Я ожидаю от вас активной работы, и думаю, что вы меня сегодня порадуете. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Итак, за работу!

 

 

 

 

Слайд 1

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!
И первым делом нам нужно определить тему урока. Ну, так сразу вы не скажите. Нужна помощь. Мы не будем гадать, мы совместим приятное с полезным. В ходе математической разминки, мы определим базовые слова для нашей темы, готовы?

Слайд 2

 

 

Слайд 3

2. Устная работа.

Отгадайте ребус и получите 1 слово (корова, остров) = скорость

А теперь загадка (время)

Вычисляем выражения.

Кто скажет, какие слова мы угадали?

 

 

Слайд 4

Скорость, время, расстояние. Как вы думаете, какова тема урока? (Решение задач на движение) Сегодня мы с вами будем решать задачи на движение. И вам для этого нужно быть активными, внимательными, рассудительными и доброжелательными.

Слайд 5

Слайд 6

3. Актуализация.
Перед тем, как мы приступим к решению задач, обратимся к нашей помощнице – карточке «Я знаю»
Выделите ещё раз буквы которыми обозначаются величины С, В, Р?
Слайд 7

А теперь повторим единицы скорости, времени и длины.

Слайд 8

Какие величины не используются при решении задач на движение? (кг, т, квадратный метр, ц)
По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы? (скорость, время, расстояние)

Как вы понимаете эти слова? (Расстояние, скорость, время)

Прочитайте и запомните.

Слайд 9
Ребята, в каком случае мы можем применить слова: скорость, время, расстояние? (когда мы двигаемся) Слайд 10
Поэтому девизом нашего урока будут следующие слова "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их". плакат

4. Закрепление

Математика – движение мысли. Двигаемся дальше. Мы сейчас на практике столкнемся с этими понятиями.
Назови предметы, укажите соответствующие скорости:
Птица – 30м в с., вертолет – 250 км в ч., машина – 80 км в ч.,
лодка – 15 км в ч., черепаха 4 м в мин., кенгуру – 50 км в ч.
Помоги Мамонтёнку измерить расстояние между домами.190 - (80+35)=75 м
Ну, всё, игры закончились, теперь переходим к более трудному и серьёзному этапу. Решению задач.

Плакат с девизом

Итак, для решения задач на движение нам нужны величины: скорость, время и расстояние.
Кто озвучит формулы, по которым находятся неизвестные величины?
Решите задачу: Кто придумает?
Зебра бежит со скоростью 30 км/ч. В пути она была 2 часа. Сколько километров пробежала зебра?
Какие величины нам известны?
С какой скоростью бежит зебра?
Сколько времени она была в пути?
Какую величину нужно найти?
Подумайте, как найти расстояние? (дети размышляют). 30*2=60 км

Слайд 11

 

 

 

плакат

А теперь составьте задачу обратную данной. Чтобы неизвестной величиной было время.
Задача: Зебра пробежала 60 км со скоростью
30км/ч. Сколько времени она была в пути?(60:30=2 ч)
Озвучьте формулу нахождения времени (Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость). Записывается решение задачи.
А теперь составьте обратную задачу, чтобы находилась скорость?
Задача: Зебра пробежала 60 км за 2 часа? С какой скоростью двигалась зебра?
Как найти скорость. Озвучьте формулу.
Решение записывается в тетради. (60:2=30 км/ч)
Вывод: Посмотрите, насколько важно знать зависимость между компонентами. Мы быстро, без особых усилий решили простые задачи.

плакат
(v t s)

 

Слайд 12

5. Физминутка. Всем кто работал и устал, объявляется перерыв.

6. «А знаете ли вы?» Кто плавает и летает быстрее всех? Чемпион по скорости плавания – меч-рыба. В момент броска её скорость более 100 км/ч. Быстрее всех бегает гепард, его скорость достигает 100 км/ч. Быстрее всех летает иглохвостый стриж, его скорость достигает 160-170 км/ч.

А сейчас усложним работу. Каким образом она усложнилась?

Самостоятельная работа в парах.
Взаимопроверка.
Подумай-ка
Решается задача в парах. (№5 (а) стр. 93, для 2 группы – задача № 6 стр. 93
№ 5 4680:6=810 (км в ч)
№ 6 6000:5=1200 м в мин
1200-980=220 (м в мин)
Ещё больше усложняем задание.
Нужно придумать задачу и составить к ней алгоритм. Кто у доски поможет составить алгоритм?
(задача про поезд)
70 х 3 = 210 (км)
80 х 3 = 240 (км)
210 + 240 =450 (км)

Ответ: 450 км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

Проверка решения.
Далее, ещё труднее. Как в сказке, чем дальше, тем страшнее.
Слайд 14

7. Творческая работа (работа в группах)

А теперь придумайте задачу на движение, чтобы неизвестной величиной было время и расстояние, и решим её.
Антилопа 80 м бежала со скоростью 20 м/с. Сколько времени она затратила на этот путь?
За какое время сокол пролетел 78 м, если он летел со скоростью 26 м/с?
Лодка плыла 4 ч со скоростью 7 км/ч. Какое расстояние проплыла лодка?
Какое расстояние пешеход пройдёт за 3 ч, идя со скоростью 5 км/ч?
Учитель заслушивает условия задачи и решение.

 

 

Слайд 15

8. Рефлексия.

  • С каким смайликом вы смогли бы себя сравнить?
  •  Учащиеся заканчивают высказывания:
  • На уроке я узнал….
  • Я научился….
  • Мне было трудно…
  • Было интересно …
  • Урок мне дал для жизни...

 

Слайд 16

 

Слайд 17

12. Домашнее задание: разноуровневая работа по карточкам.
- На этом наш урок подошел к концу. Молодцы, ребята, вы сегодня активно работали, радовали меня своими ответами. Спасибо за работу!