Урок по теме «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия». 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (638 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок построения системы знаний.

Учебник: Габриелян О.С. «Химия. 8 класс», М.: «Дрофа», 2016г.

Цели урока: создать условия для усвоения обучающимися знаний о простых веществах-неметаллах и явлении «аллотропия».

Задачи

  • образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с общими физическими свойствами неметаллов, их ролью в живой и неживой природе, в жизни человека, формирования понятия «аллотропия», изучения явления аллотропии на примере аллотропных модификаций кислорода, фосфора, углерода;
  • развивающие: создать условия для развития информационной культуры, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, повышения мотивации к изучению предмета, формирования медиаграмотности, навыков самостоятельной познавательной и рефлексивной деятельности;
  • воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков, культуры общения, умения сотрудничать в малых группах, толерантности,
    продолжить формирование умений применять полученные знания для безопасного использования веществ в быту и бережного отношения к своему здоровью, решения практических задач в повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты

  • предметные: умения определять понятия «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения, или модификации», описывать положение элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, характеризовать простые вещества неметаллы, доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;
  • метапредметные: умения устанавливать причинно-следственные связи; проводить наблюдение, обобщать, устанавливать аналогии, делать выводы, находить информацию в различных источниках для решения учебных и учебно-познавательных задач;
  • личностные: понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач, сложности и бесконечности процесса познания.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах и группах.

Методы: частично-поисковый, наглядный; диалогическая и систематизирующая беседа, элементы игры.

Оборудование: коллекция неметаллов, набор «Модели атомов для составления молекул», ЭФУ Габриелян О.С. «Химия.8 класс», «Дрофа» (на 3-х ноутбуках в кабинете и на планшетах у обучающихся), презентации.

ТСО: мультимедийный комплект.

Ход урока представлен в Приложении №1

Технологическая карта урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап (1 мин)

Приветствие, учет посещаемости. Организация внимания обучающихся. Создание эмоционального настроя на работу.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность, учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Мотивационно-целевой этап (5 мин)

Мотивация обучающихся к учебной деятельности и принятию ими целей урока.
Организация диалогической беседы.
Презентация №1

Отвечают на вопросы учителя.
Осознают роль новых знаний в понимании явлений окружающего мира.
Исходя из полученной информации, формулируют тему, цель урока и составляют план изучения сведений о неметаллах.

Личностные: смыслообразование.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания, устанавливать закономерности, выделять и формулировать познавательную цель урока, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция.
Коммуникативные: умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, вступать в дискуссию.

Ориентировочный этап. Актуализации знаний (9 мин)

Координация, контроль, коррекция
деятельности обучающихся.
Организация систематизирующей беседы.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану, работая в парах.
Составляют «портрет» неметаллов, сравнивая с металлами.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод об относительности деления простых веществ на металлы и неметаллы.
И роли новых знаний в понимании химии.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание изучаемого материала.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, строить рассуждения, выдвигать предположения и обосновывать их.
Регулятивные: организация деятельности, контроль, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные: участие в совместной деятельности, владение монологической и диалогической формами речи, управление поведением партнёра.

Практический этап. Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

Координация, консультативная помощь, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся.

Формируют группы.
Работают в группах.
Выполняют задания мини-исследование,
химическая родословная.
(Приложение №2 «Задания для групп»)
Презентация №2,
Презентация №3,
Презентация №4.
Изучают информацию о химическом элементе и простых веществах, образованных этим элементом.
Работают с текстом, отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию.
Готовят представление рассмотренных аллотропных видоизменений.
Представители групп отчитываются об итогах работы, презентуя одноклассникам изученные неметаллы, комментируя слайды презентаций.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание изучаемого материала
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
формулирование проблемы и поиск ее решения,
анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, выбор эффективных способов решения заданий, проблем, построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символические действия.
Регулятивные: познавательная инициатива,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: участие в совместной деятельности, умение слушать, вступать в диалог,
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, учет мнения участников группы, разрешение возможных конфликтных ситуаций.

Практический этап. Применение полученных знаний в изменившейся ситуации (10 мин)

Представляет задания для «расследования».
Координирует деятельность обучающихся.
Анализирует понимание обучающимися изученного материала.
Презентация №5

Применяют знания в новой ситуации
«Расследуют» предложенные
задания-дела, применяя полученные знания.
Показывают понимание понятий «аллотропия», «аллотропные модификации».

Личностные: нравственно-этическое оценивание изученного материала.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, извлечение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, построение речевого высказывания.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: участие в совместной деятельности, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Этап подведения итогов урока (5 мин)

Рефлексия

Организация обсуждения результатов работы. Организация самооценки и взаимооценки обучающихся. 
Подведение итогов.
Оценка усвоения темы.
Презентация №5

Осознание значимости полученных знаний для жизни, будущей профессии, успешности.
Оценка хода работы и результатов, работа с оценочным листом группы.
(Приложение №3 «Рефлексия»)
Оценка собственного продвижения.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные: рефлексия способов и результатов действий, контроль и оценка и процесса результатов действий.
Регулятивные УУД: соотнесение цели урока с результатом работы и со способами ее достижения,
соотнесение цели и результата собственной деятельности, анализ и осознание своих достижения, перспектив развития, оценка деятельности на уроке.
Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет различных мнений.

Домашнее задание

Пояснение домашнего задания.

Понимание домашнего задания.

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: анализ сложности задания, самооценка

Источники информации

1. Габриелян О.С «Химия. 8 класс», учебник, М.: «Дрофа», 2016 г.
2. Асанова. Л.И.  «Химия: технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс», методическое пособие, М.: Дрофа, 2018г.
3. Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения», М.: «Химия», 2009 г.
4. Раевская М.В. «Особенности достижения и оценивания результатов освоения основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС ОО», сборник, ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2015г.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D0%BE%D0%BD
6. http://www.originalam.net/articles/opasnosti-v-vashem-ofise-toner-ubiytsa.html
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80
8. ЭФУ Габриелян О.С. «Химия.8 класс», «Дрофа».
9. Диск «Химия.8 класс», Дрофа (рисунки)