Возможности общеобразовательной организации в реализации проекта «Семьеведение»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5

Ключевые слова: календарно-тематическое планирование, быт предков, семейные ценности, семейное чтение, семьеведение


Ребенок должен воспитываться в семье и семьёй. А соответственно именно в семье ему должны прививаться такие качества, как уважение к другим людям, умение вести диалог, любовь к труду, национальным традициям, своему краю, осознание ценности человеческой жизни, семьи. К сожалению, в современных семьях родители чаще всего заняты заботами о том, как одеть, накормить ребенка, раз в год свозить на море, купить ему дорогой смартфон, чтобы меньше создавал хлопот и лишний раз не отвлекал их от более важных дел, чем общение с ребенком. А потому общение родителей с детьми становится крайне редким, фрагментарным и поверхностным.

Взрослые иногда глухи к проблемам детей, дети же не спешат делиться таковыми с родителями. По сравнению с прошлым веком семей, где принято за совместным ужином обсуждать прошедший день, делиться впечатлениями от увиденного или услышанного, осталось не так много. В связи с этим утрачивается связь поколений, что может привести к появлению Иванов, не помнящих родства, а в большинстве своем - людей, закрытых для коммуникации, не умеющих оценить, а значит и сохранить важные семейные ценности. Недопущение потери связи поколений, развитие коммуникативных функций в семье является главной задачей общества и школы в том числе.

Осознавая актуальность проблемы фамилистического воспитания, гимназия стала с 2017 года инновационной площадкой Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань) по реализации проекта «Семьеведение».

Надо признаться, работа начиналась непросто: мешали отсутствие необходимых материалов, недовольство учителей – всё-таки дополнительная нагрузка. Но лиха беда  начало.

Создали инициативную группу. Обучили на курсах как на бюджетной, так и на внебюджетной основе нескольких педагогов. В соответствии с предложенной примерной программой составили свою программу для учащихся 4 и 10 классов. Из имеющейся возможности выделили 0,25 ст. педагога дополнительного образования для организации кружковой деятельности «СемьЯ». Занятия проводятся по составленному в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования календарно-тематическому планированию и носят познавательно-увлекательный характер (иначе детей не заинтересовать!).

Приобретя определённый опыт, постепенно привлекли к реализации проекта классных руководителей. Провели установочное совещание. Обозначили основную цель: сориентировать родителей на более глубокое общение с детьми. Озвучили задачи программы: способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, истории, религии, традициям; способствовать сохранению и преумножению семейных ценностей, реликвий; воспитывать уважение и бережное отношение к наследию предков; способствовать рождению новых семейных традиций.

Сделав акцент на духовно-нравственной составляющей нашей программы, предложили примерные формы работы (интерактивные, музыкальные лектории, проекты, виртуальные путешествия, экскурсии, творческие встречи  и др.), содержание мероприятий. Мы решили, что их оптимальное количество в год – 5-8, которые необходимо учитывать при составлении плана воспитательной работы. Тематику мероприятий направили  и на обеспечение межпредметных связей.

Главным условием в работе явилось обязательное участие в реализации программы родителей обучающихся, что подразумевает проведение интерактивных занятий, нацеленных на живое общение их участников.

В качестве примера представляю вам календарно-тематическое планирование занятий по семьеведению на учебный год  в 5 классе.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Мероприятие

Формируемые УУД

Предмет

Сентябрь

«Загляните в семейный альбом»

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к своей семье.

Биология (генеалогическое древо)

Октябрь

Быт наших предков

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа.

История,
искусство

Декабрь

Музей в чемодане (семейные реликвии)

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся. Развитие эстетического сознания через освоения наследия своей семьи, творческой деятельности эстетического характера.

Искусство

Февраль

История одной книги

Приобщение к литературному наследию. Осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.

Литература

Март

Читаем вместе

Умение организовывать совместную деятельность с близкими, формулировать и аргументировать своё мнение, владение устной монологической речью.
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Формирование умения воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное.

Литература

Май

Награда в нашем доме

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять информацию.
Воспитание уважения, бережного отношения к историческому наследию страны, своей семьи, его сохранению.

История, литература

Хочется подробнее рассказать о некоторых мероприятиях, которые были подготовлены и проведены с участием родителей.

1. Быт наших предков. Интерактивный лекторий

Лекторий проводился в помещении, части которого стилизованы под русскую, татарскую, чувашскую избы (имитация печи с дровами, посудной полки и т.п.). В центре – предметы быта наших предков: прялка с веретеном и овечьей шерстью, деревянные жернова, корыто с тяпкой, маслобойка и др.
Группу детей встречает «хозяйка» избы в чувашском национальном костюме. Она, сидя за прялкой, беседует с детьми, рассказывает о каждом её предмете, его назначении, о технологии изготовления шерстяной нити. Далее детям предоставляется возможность поработать с прялкой.

В процессе интерактивного лектория учащиеся, слушая рассказы взрослых в русских, татарских, чувашских национальных костюмах, «хозяек» русской, татарской, чувашской изб, сбивают масло в маслобойке, мелют зерно на жерновах, рубят тяпкой капусту в деревянном корыте, на коромысле в вёдрах носят воду и т.п.

Цель: Познакомить обучающихся с укладом жизни крестьян, предков народов нашей страны; предоставить детям возможность поработать с предметами быта и увидеть результат своего труда.

Задачи: пробудить интерес к истории и культуре народов России; приобщить детей к традиционной культуре своего народа.

Рекомендации по подготовке и проведению данного занятия

  1. На одном из уроков истории рассказать детям о быте наших предков.
  2. Для проведения лектория подготовить национальные костюмы, предложить родителям с детьми собрать возможные предметы быта.
  3. Оформить интерактивные уголки-«избы» в национальном стиле.
  4. Подготовить информацию по представленным предметам быта.

2. «Музей в чемодане»: семейные реликвии

Семейные реликвии – это память о прошлом, о наших предках, о том, чем жили и интересовались бабушки и дедушки. Семейные реликвии ценны для каждой семьи. Они помогают понять, что жизнь бесконечна, если о ней помнят потомки.

Цель: приобщить родителей и детей к совместной творческой деятельности по созданию домашнего музея, предоставить им  возможность побольше узнать о хранимых в семье реликвиях.

Задачи: развитие нравственных качеств обучающихся, воспитание в них уважения к семейным традициям, сохранение семейных реликвий; формирование знаний истории памятных вещей своей семьи.

Рекомендации по подготовке и проведению данного занятия

  1. Провести вводное занятие с учащимися и беседу с их родителями. Провести инструктаж по созданию музея в чемодане.
  2. Организовать экскурсии в музеи города: «Музей социалистического быта», «Музей счастливого детства».
  3. Определить цели и задачи данного проекта, ожидаемые результаты.
  4. Определить сроки реализации данного проекта.
  5. Организовать в процессе подготовки к защите проекта консультации для детей и родителей.
  6. Организовать защиту проекта «Музей в чемодане: семейные реликвии» с совместным участием детей и родителей.

Тематика «музея в чемодане»: «Новогодние игрушки разных времен»; «Коллекция музыкальных инструментов»; «Предметы национальной одежды»; «Книги далёкого прошлого», «Пионерское детство».

Проект «Музей в чемодане» мы представляли слушателям республиканских курсов повышения квалификации по семьеведению в октябре 2018 года, а также с защитой этого проекта выступали на всех этапах республиканского конкурса родительских комитетов «Секреты дружного класса» (родительский комитет «5 а» класса стал призёром республиканского этапа).

3. Проект «Читаем вместе»

Данное занятие направлено на возрождение традиции семей российской интеллигенции прошлых веков (или создание новой для семьи традиции) семейного чтения.

Цель - способствовать рождению в семьях обучающихся традиции семейного чтения.

Задача - приобщить родителей и детей к совместному чтению книг, их обсуждению, обмену впечатлениями.

Рекомендации по подготовке и проведению данного занятия

  1. На одном из уроков литературы рассказать детям, что такое семейное чтение, каковы его особенности.
  2. Привести примеры из жизни знаменательных людей России, в чьих семьях было традиционным совместное чтение книг.
  3. Познакомить детей с целью, задачами данного проекта, ожидаемыми результатами и конечным продуктом.
  4. Определить срок, который будет дан для реализации данного проекта.
  5. Предоставить семье возможность самой выбрать произведение для совместного чтения.
  6. Провести инструктаж с обучающимися по созданию дневника семейного чтения. Продемонстрировать примерный образец.
  7. Организовать консультации по подготовке к защите дневника семейного чтения.

Организовать защиту дневника семейного чтения.

(Примечание: при составлении Дневника семейного чтения действовало одно условие – отзывы о прочитанном произведении после обсуждения оставляют  в дневнике и дети, и взрослые.)

Работая над реализацией проекта «Семьеведение», мы хотим обратить внимание родителей и детей друг на друга, предоставить им то, что поможет сблизить их в совместных делах, поисках, открытиях, а также дать понять, что

«Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты…
…Хотим, чтоб про вас говорили друзья: 
«Какая хорошая ваша семья!»
(Мария Лангер)