Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Какие бывают растения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их.
  • Развивать познавательный интерес, формировать умение выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений.
  • Воспитывать культуру общения при работе в парах.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить замечать и ценить красоту мира растений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, сканер QR-кода, мобильные телефоны учащихся, листы с QR-кодами для решения кроссворда.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с группами растений.
  • Совершенствование навыков работы в паре.
  • Применение личных гаджетов в учебном процессе.
  • Отработка навыков использования приложений для сканирования QR-кодов.

Познавательные УУД:

  • Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и работать с ней.
  • Представление информации в виде схемы.
  • Выявление сущности, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщение и классификация по признакам.

Регулятивные УУД:

  • Постановка и принятие учебной задачи и цели урока.
  • Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

  • Развитие умения слушать и понимать других.
  • Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформление своих мыслей в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные УУД:

  • Готовность и способность, обучающегося к саморазвитию.
  • Формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие навыков сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Добрый день! Всем добрый день!
И работать нам не лень,
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Пожелайте глазами и улыбкой удачи на уроке.

Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать волшебную фразу «Я хочу много знать!»

II. Сообщение темы и целей урока

А вот получать новые знания вы будете не только от учителя и учебника, но и от своих телефонов.

Слайд 2.

В начале урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. У вас на столах лежат листы с QR-кодами. Для того чтобы расшифровать информацию, вам надо лишь на несколько секунд поднести камеру телефона с установленной программой к его изображению. Программа произведёт расшифровку, и вы увидите текст загадки. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1.

Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).

2.

В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).

3.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ... (кислород).

4.

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент ... (азот).

5.

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (нефть)

6.

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)

7.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)

8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).

- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?

III. Работа по теме урока

На слайде появилось слово “растения”.

- Сегодня мы будем говорить о растениях.

- Что вы уже знаете о растениях? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

- Хотите узнать еще, что-то новое о растениях? Что ещё хотели бы узнать?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Да, правильно, сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

- Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие. Отгадайте загадку:

Слайд 3. Читает ученик.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?..

- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?

- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?

Слайд 4. На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.

Слайд 5

Группа 1

Группа 2

Группа 3

 

 

 

 

 

 

Проверка:

- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.

- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?

- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

- Как назовем эту группу растений? – Деревья.

Слайд 6

А что говорит о себе берёза, вы узнаете, вновь поработав с телефоном.

- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?

Слайд 7

Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/

- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.

Слайд 8

Слайд 9. Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?

- Итак, давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.

Слайд 10. - Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, МАЛИНА, ОРЕШНИК.

- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, МАЛИНА, ОРЕШНИК?

- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.

- А теперь прочитайте, что говорит о себе малина. Берём телефон.

Слайд 11. Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.

К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.

- Вывод: Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными.

- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.

- Слайд 12. Чем эти растения отличаются от других?

- Какой у них стебель?

Информацию об одуванчике вам поможет прочитать телефон с установленной на нём программой.

Вывод: Итак, третья группа растений – травы.

Слайд 13.

- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- А на самом нижнем?

- Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.

IV. Физминутка

Всем ребяткам быстро встать, будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина (кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)
Ну а это земляника (относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка.
Ну а это вот - морошка.

Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок! Для этого вернемся в наш класс.

V. Самостоятельное применение знаний. Закрепление изученного материала

Слайд 14.

- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.

- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.
(Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах).

- Ребята, как нужно вести себя в природе? Как человек может помочь природе?

VI. Экологическая страничка

- Мы много сегодня говорили о растениях.

– Зачем они нужны человеку? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.

Слайд 15

Минусы

Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?

Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.

Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …

Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…

Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).

Плюсы

Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.

Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?

Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.

Красная книга!
Любите природу!
 Храните природу!
 Не жгите траву!
 Не ломайте кусты!
 Не сыпьте на землю всякую гадость.
 И даст вам природа здоровье и радость!

VII. Итог урока

Слайд 16

- Какие бывают растения?

- Чем деревья, кустарники и травы отличаются друг от друга? Приведите пример.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! (Учитель называет различные растения:Колокольчик, осина, тополь, малина, ромашка, кедр, астра, липа, дуб, василёк, орешник, одуванчик, ель, комар, берёза. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.

Делаем вывод.

  • Если ствол один и он твердый, одревесневший– это дерево.
  • Если у растения несколько стволов, они твердые – это кустарник
  • Если стволики мягкие и сочные – это травянистое растение.

– Что нам нужно было сделать? Удалось ли выполнить задание? Каким способом? Какие получили результаты?

Оцените себя, как вы поняли тему урока (Смайлики)

VIII. Домашнее задание

Слайд 17. Учебник с. 48-49.

Приложение