Современный урок русского языка (ФГОС) в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях"

Разделы: Русский язык


Вид учебного занятия - урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: Самоопределение личности (стремление иметь собственное мнение, развитие самостоятельности и логического рассуждения), смыслообразование (значение и роль этой темы в подготовке и сдаче ОГЭ, приложение волевых усилий в усвоении учебного материала, умение адекватно реагировать на трудности в изучении темы и не бояться сделать ошибку);
  • Регулятивные УУД: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные результаты: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.

Структура занятия

1. Оргмомент;
2. Целеполагание и мотивация;
3. Актуализация знаний;
4. Систематизация и обобщение;
5. Формирование новых знаний;
6. Первичное закрепление;
7. Физминутка;
8. Проверка уровня обученности;
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
10. Рефлексия.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Microsoft PowerPoint, Internet Explorer, Microsoft Word, учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

1. Организационный этап

Создать позитивный эмоциональный настрой на урок.

Здороваются, настраиваются на работу.

Доброе утро, ребята. Садитесь. Постараемся провести урок не только полезный, но и интересный, чтобы расширить ваши знания по предмету и не только. Вы разделились на группы, работать мы сегодня будем совместно. Вы будете учиться слушать друг друга, корректно отстаивать свою точку зрения. На столах у вас лежат листы оценки, листочки для цифрового диктанта, таблицы. Результатом вашей работы должна стать таблица «Двоеточие в БСП». Правильно или неправильно вы заполнили таблицу, вы узнаете при выполнении заданий и теста.

Ну, а теперь улыбнемся друг другу и начнем работу и помните, что успех сегодняшнего урока всецело зависит именно от вас, ваших стремлений и ожиданий.

2. Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ученики объясняют смысл высказывания.

Отвечают на вопросы к письму 26 Д. С.Лихачёва.

Индивидуальная работа (2 ученика - приложение 1, приложение 2)

Приложение 1.

Вставить пропущенные буквы. Выделить орфограмму. Написать правило.

Заг…рать на солнце; соб…рать огарки; разг…релся спор; к…снуться вопроса; заг…релась бумага; прик…снуться к плите; рука к…салась перил; обг…ревшая свеча; неприк…сновенный запас; сг…реть со стыда; осторожное к…сание; заг…реть на берегу моря; заг…реться от искры; чуть приг…реть; заг…рались на равнине.

Приложение 2.

Расставьте знаки препинания, объясняя свой выбор. В первом предложении подчеркните грамматические основы, составьте его схему.

  1. Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами.
  2. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляясь за ноги мешают идти перепела кричат кругом нарушая безмолвие.
  3. История письменности – это история человеческой культуры.
  4. То их понюхает, то их полижет.

Наш урок мы начнем с высказывания Максима Горького (слайд 1).

Всегда - учиться,
всё - знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

Как вы понимаете это высказывание?

(1-2 ученика отвечают).

А теперь послушайте одно письмо, письмо двадцать шестое из работы “Письма о добром и прекрасном” академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (известный советский ученый, филолог, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, годы жизни 1906-1999, работа “Письма о добром и прекрасном”(их 50), адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи)

Письмо двадцать шестое

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

...Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость.

Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Учитесь любить учиться!

Вопросы:

  1. О чём этот текст?
  2. Назовите основные проблемы текста?
  3. Что нам хочет сказать автор?

Слово учителя: Надеюсь, что знания, полученные  вами на уроке, принесут радость и силу.

3. Актуализация знаний

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Проверка раздаточного материала (приложение 1, приложение 2)

Ответ: 101 101 101 (проверяем) (слайд 2)

Фронтальный опрос-беседа.

Повторение Проверка д.з. (выборочно или оценить выполнение в оценочном листе)

Давайте вспомним тот материал, который мы изучали на уроках, посвященных СБП. Проведем цифровой диктант. Прием «Верите ли вы…» Я читаю утверждение, вы должны решить, права я или нет. Да – 1, нет – 0.

  1. Верите ли вы, что СП – это предложение, состоящее из 2-х и более грамматических основ, связанных по смыслу, грамматически, интонационно? - Да
  2. Верите ли вы, что в СП используется только интонационная связь? – Нет. Какая еще?
  3. Верите ли вы, что все сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные? – Да.
  4. Верите ли вы, что для верной постановки знаков препинания в СБП важно интонационное оформление предложения? – Да.
  5. Верите ли вы, что в СБП при перечислении фактов, событий, явлений ставится только запятая? – Нет.
  6. Верите ли вы, что знаки препинания в СБП зависят от смысловых отношений между частями? – Да.
  7. Верите ли вы, что запятая ставится в СБП, если смысловые отношения между предложениями показывают последовательность событий или одновременность? – Да.
  8. Верите ли вы, что двоеточие ставится только в СБП? – Нет.
  9. Точка с запятой в БСП ставится, если между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом. – Да.

4. Формирование новых знаний

(проблемное объяснение нового знания)

  1. Организация работы по систематизации полученных знаний.
  2. Фронтальная работа
  3. Самостоятельная работа
  4. Индивидуальная работа
  5. Отвечают на вопросы.
  6. Работа с презентацией.
  7. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Выполняют задания.

Формулируют проблему.

Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?

Смотрят учебный фильм, оформляют таблицу (проект).

Учитель: Итак, на предыдущих уроках мы с вами говорили о бессоюзных сложных предложениях.

–  Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения?

Посмотрите на слайд № 3. Перед вами 3 предложения.

Выходим на проблему.

–  Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. (при каких условиях ставится тот или иной знак препинания).

Отлично, так давайте сформулируем проблему, решением которой мы посвящаем наш урок!

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики - «Двоеточие в БСП»

Новый материал

Работа в группах и проведение исследования. Когда же ставится двоеточие в БСП?

1. Смотрим учебный фильм.

2. Оформляем записи в таблицу «Двоеточие в БСП».

5. Первичное закрепление

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. Самостоятельная работа. Работа в парах.

Расставляют знаки препинания и заносят в таблицу, пользуясь кластером «Двоеточие в БСП» Самопроверка. Сравнивают с правильным вариантом на слайде (слайд № 8).

Еще раз проверяют правильность заполнения таблицы (слайды № 9-10).

Учитель организует самостоятельную работу.

1. Где кто родился там и пригодился.

2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4. Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5. Куда конь с копытом туда рак с клешней.

Расставляем знаки препинания и заносим в таблицу, пользуясь кластером «Двоеточие в БСП».

Самопроверка. Затем сравниваем с правильным вариантом на слайде. (слайд № 8)

Еще раз проверим правильность заполнения таблицы (слайды № 9-10)

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения (слайд)

«День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз

6. Проверка уровня обученности

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию Самостоятельная работа.

Работа в парах “Собери пословицы”. Запиши их, расставляя знаки препинания. Решение учебных задач повышенной трудности.

Работают с раздаточным материалом.

Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.

Учащиеся работают на раздаточных листах, находят БСП, подчеркивают члены предложения, объясняют свой выбор, расставляют знаки препинания, оценивают друг друга.

Самостоятельная работа

Назовите автора, определите вид предложения, поставьте нужный знак.

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница – зима.

Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою.

А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Закрепление новой темы.

Пунктуационный анализ БСП:

Слайд 1 – Вспомнить вместе с обучающимся алгоритм анализа бессоюзного сложного предложения. Найти грамматические основы предложения; определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП; Поставить необходимый знак препинания; Построить схему БСП.

Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним некоторые произведения А.С.Пушкина, запишем и проанализируем предложения из этих произведений.

Слайд 2. Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа 1 ученика у доски, остальные – в тетрадях).

Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. ( «Евгений Онегин», Татьяна Ларина и няня).

Не спится няня здесь так душно! (А.С.Пушкин)

Слайд 3 - проверка работы (ОТВЕТ): Не спится, няня: здесь так душно! Не спится, няня (почему?): здесь так душно! (причина)

Слайд 4. Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа 1 ученика у доски, остальные – в тетрадях).Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Евгений Онегин» Татьяна Ларина и Евгений Онегин).

Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Слайд 5 – проверка работы.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнение)

Слайд 6.

Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа 1 ученика  у доски, остальные – в тетрадях). Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Капитанская дочка» Петр Гринев и Мария Миронова).

Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.

Слайд 17 – проверка работы.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (какая именно?) я вообразил её в руках разбойников. (пояснение)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(По выбору учащихся)

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Что такое отзывчивость», используя  БСП (Задание повышенной сложности: работа с одаренными детьми)

2. Выпишите из романа Герой нашего времени» 7 БСП, выделите основы, графически докажите постановку тире. (Высокий уровень).

3. Выучите правило и выполните упр. 323 в учебнике (базовый уровень).

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.

Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД.

8. Рефлексия (подведение итогов)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.

  • Дают ответы на вопросы.
  • Анализируют работу на уроке через самооценку.
  • Заполняют лист самооценки.

Совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты.

Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я, чего хотел? Получил необходимые знания?

Учитель просит оценить свой результат работы, свою деятельность и заполнить лист самооценки. Ставит оценки за урок. Подводит итог. Благодарит ребят за работу.