Технологическая карта урока по истории России по теме «Человек в Российском государстве второй половины XV в.». 6-й класс

Разделы: История и обществознание


Учебный предмет: история России.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая форма работы.

Метод обучения: исследовательский.

Ресурсы урока: учебник история России 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. В 2-х частях. Часть 2., материалы для самостоятельной работы в группах (карточки), презентация, приложение.

Основные вопросы изучения:

  • Знатные люди Российского государства.
  • Помещики.
  • Ограничение свободы крестьян.
  • Городское население.

Основные понятия: сословие, боярин, пожилое, чин, привилегии, крестьянин. Владельческие, дворцовые, черносошные крестьяне. Посадские люди. купцы и «чёрные люди».

Основные даты: 1497 год – Судебник.

Цели урока: рассмотреть, какие изменения в составе общества и в положении его слоев произошли во второй половины XV в.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Содержательная цель:  формирование системы понятий.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель готовит класс к уроку: доску, включает презентацию, интерактивную доску.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Присаживаетесь! Для того, чтобы посмотреть как вы усвоили тему «Русская православная церковь в XV - начале XVI в.» предлагаю вам выполнить небольшую тестовую проверочную работу. На доске интерактивной вопросы и учащиеся отвечают.

Дети отвечают на представленные им задания (слайд 1-8).

III. Изучение нового материала

Учитель: На прошлых занятиях мы с вами рассматривали тему «Русская православная церковь в XV - начале XVI в.», а теперь как думаете, что сегодня начнем изучать? Чтобы быстрее сообразить вам помогут картины на слайде (на слайд 9). Дети отвечают: про общество Российского государства. Верно, мы сегодня начнем говорить о слоях населения Российского государства в XV- начале XVI в. Итак, тема урока «человек в Российском государстве второй половины XV в.» (слайд 10). Открываем тетради, пишем число и тему урока. Дети записывают тему урока. Работать мы будем по такому плану:

1. Знатные люди Российского государства.

2. Помещики.

3. Ограничение свободы крестьян.

4. Городское население (слайд 11).

Исходя из плана, давайте определим наши задачи. Дети отвечают, какие люди входят в число знатных, какие у них были привилегии, как жили крестьяне и горожане.

Учитель: Чтобы лучше решить наши задачи, мы с вами поработаем в группах. Будет 4 группы, чтобы нам распределиться по группам ваша задача будет, вытянуть из пакета цветной листочек, после того как вытяните, рассаживайтесь по одинаковым цветам. (ученик быстро проходит с пакетом по классу и все достают по одному листочку и рассаживаются по группам).

Перед вами на доске правила работы в группе внимательно посмотрите: (слайд 12).

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!
  4. Говори шепотом!

Правила работы в группе (слайд 13)

  1. Выберите самостоятельно лидера группы (капитана), секретаря и хранителя времени. Капитан организует работу в группе, секретарь записывает в карточки ответы и с обратной стороны список группы, а хранитель времени следит за временем работы.
  2. На работу в группе 15 минут.
  3. Пользуемся словарем на стр. 106-107.
  4. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
  5. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
  6. После выполнения работы от каждой группы капитаны выходят к доске и отчитываются о проделанной работе классу.

От каждой ученической группы выходят капитаны и презентуют работу своей группы.

Учитель: А теперь на основе выслушанного создайте схему, показывающую состав общества (социальную структуру) Русского государства в начале XVI в. «Социальная структура Русского государства в начале XVI в».

Один и из учеников выходит к доске и чертит полученную схему.

Удельные князья

Бояре

Помещики


Посадский люд


Крестьяне (черносошные, дворцовые, владельческие)

IV. Заключение

Учитель: Таким образом одновременно с формированием единого государства и укреплением великокняжеской власти к началу XVI века в Российском государстве состав общества меняется. Количество знатных людей увеличивается, появляются служилые люди-помещики и начинается постепенное ограничение крестьянской свободы.

V. Домашнее задание

(слайд 14)

Прочитать §26, ответить на 4 вопрос письменно ст.106 под рубрикой «вопросы и задания для работы с текстом», выписать в тетрадь новые слова ст.106-107.

Технологическая карта урока

Выставление отметок

13.06.2019