Приемы и методы самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: история


Необходимость самостоятельной работы на уроках обусловлена тем, что приоритет в обучении занимает личностно-деятельностный подход, а он не возможен без деятельности, в которой самостоятельная работа является одним из наиболее важных компонентов в ее осуществлении. Обучающимся приходится ставить цель, планировать и реализовывать действия и операции, соотносить полученный результат с поставленной целью, корректировать способы деятельности и прочее.

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М.Поташник) – ключ к учению, познанию. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на ее основе – овладения необходимыми навыками и компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах. Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Изучение истории по новым образовательным стандартам ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит и системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Кроме того, актуальными являются ориентация на результаты образования, разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Формированию ключевых компетентностей учащихся способствует метод самостоятельной работы на уроках. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход.

Активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью (большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации). Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:

1. Выделение основных целей усвоения учебного материала;

2. Отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;

3. Определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций («НЭП – новая стратегия или новая тактика…», «Своевременны ли реформы Петра I для России…»

Использование видео и компьютерной наглядности.

На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого немыслимо без изучения документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

При большом объеме информации составление схем и знаковых моделей очень эффективно. Известно, что 85–90% информации человек усваивает через визуальные каналы. Заполнение схемы позволяет учащимся почувствовать себя в качестве соавторов учителя, участвовать в творческом процессе. Наиболее результативно постепенное заполнение схемы в процессе диалогов, дискуссий, практических работ при объяснении и обобщении материала. Схемы использую как на уроке, так и для самостоятельной работы дома, когда учащиеся могут в своей работе использовать материал из Интернета и электронных библиотек. Использование схем и знаковых моделей, алгоритмов-конспектов способствует формированию у учащихся навыков анализа, синтеза, структурирования информации. Схемы служат хорошим наглядным пособием для повторения и подготовки к зачетам, экзаменам.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Дебаты по «трудным» вопросам в истории: «В политике кто гений, тот злодей», «Возможно ли цивилизованное разрешение межнациональных конфликтов?», «Распад СССР был неизбежен», «Октябрь 1917г. – революция или контрреволюция?»

Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, «правильных» ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении дискуссии.

Отличительным признаком деловой (имитационной) игры, является наличие имитационной модели, (в организационно-обучающих (дидактических), и в ролевых играх такие модели не строятся).

Критерием отбора того или иного элемента правдоподобия игры должна быть оценка его влияния на цели проведения деловой игры.

Участие в игре лиц более высокого социального статуса, чем основные игроки. Участие учителей, классного руководителя, завуча или директора школы как действующего участника игры прямо сказывается на её достижениях.

Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, исторические рисунки).

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Кроме того, активизация познавательной деятельности учащихся может быть обеспечена с помощью следующих методов и приемов обучения: создание проблемных ситуаций на определенных этапах занятия, использование обучающих текстов, применение элементов модульной технологии, проведение уроков в форме исследования и др. Уроки в форме исследования особенно важны для учащихся старшей школы.

Проблемно-поисковый урок - форма урока, где учитель сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный. В качестве примера можно привести урок по теме: «Гражданская война - это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?» В случае затруднения ответа, учитель предлагает учащимся составить таблицу, в которой выписываются плюсы и минусы исторического события, после чего делается обобщенный вывод. Активизацию исследовательского направления обучения, возможно, совершать через проблемные семинары - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме. Задача ученика не просто переработать новую информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. В результате познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.